Этап #1 Постановка задачи
К нам в бюро обратился крупный производитель осветительных приборов — компания «Лед-Эффект» — со вполне понятной задачей: нужен новый светильник.
Существующая линейка светодиодных светильников хоть по характеристикам и остаётся конкурентной, но её внешность уже начинает проигрывать конкурентам. Единственный выход — менять технологию производства и делать новый внешний вид, считай, проектировать новый корпус.
Новое поколение светильников решили изготавливать по технологии литья алюминия. Основание светильника со светодиодами — выполненное из листового металла — оставили тем же, а новый корпус, в котором находится «начинка» и к которому крепится основание, будет состоять из двух деталей и отливаться из алюминия — под давлением. Конечно, при таких вводных корпусу будет нужен новый дизайн.
Опыт проектирования светодиодных светильников у нас уже имелся, и мы знали, что это задача не из лёгких — при её кажущейся простоте.
Итак, светильник состоит из:
- стального основания со светодиодными элементами;
- основного блока, в состав которого входит корпус блока электроники;
- внутреннего наполнения, включающего в себя блок питания и блок защиты от молний, гермовводы, клапан вентиляции и пр.;
- узла кронштейна, с помощью которого обеспечивается регулировка в диапазоне от 0 до 150° (после 90° кронштейн переворачивается).
Запланировано производство линейки светильников разной мощности, от 50 до 150 Вт. С увеличением мощности светильника происходит и увеличение размеров его электронных компонентов, например, блока питания. А так как мы планируем выпускать всю линейку в одном корпусе, то при проектировании надо опираться на максимальные размеры компонентов — “начинки”.
Корпус должен быть герметичным (IP65); его крышка будет открываться и фиксироваться в открытом положении, но так, чтобы открытая крышка не мешала проводить работы на высоте.
Следует уделить особое внимание кронштейну: это отдельная деталь, которая должна хорошо закрепляться на трубах диаметром 48 мм и 60 мм. Лучше не использовать посадку с цилиндрическими гильзами.
Посмотрим, какой дизайн светильников сейчас в моде:
Этап #2 Эскизирование
Цвет светильника определён заказчиком заранее — светло-серый. Можно изменять форму основания со светодиодными элементами (но при этом она по-прежнему будет изготавливаться из листового металла), форму корпуса; допускается иное расположение основных компонентов.
Пожелания к дизайну: использовать последние тенденции в автопроме — уделить побольше внимания энергичным и простым линиям, встроенным геометрическим фигурам, повторяющим внешние обводы.
«Немного» черновиков — это поиски концепта. Рисунки одного дизайнера:
…и ещё четверых:
Эскизов много, но в целом это не совсем то, что нужно. Надо исправляться: судя по намёкам на автопром, заказчик точно хочет что-то в стиле luxury, а тут до него далековато. Плюс есть несоответствие техзданию: дизайнерский полёт — круто, но художники почему-то игнорируют габариты начинки и не учитывают технологии производства, которая требует наличия уклонов и подразумевает размыкаемость форм и т.д.
Но из этого многообразия всё-таки можно отобрать два концепта для чистовой прорисовки:
Понемногу добираемся до чистовиков. Итоговые варианты для демонстрации заказчику:
«Золотую медаль» от заказчика получает вариант «Г». Но с доработками:
Этап #2 Эскизирование
Самая первая модель выбранного варианта:
Точные размеры и пропорции в модели позволяют трезво оценить габариты будущего светильника. Оценили — увидели, что корпус получается слишком большим. Что делать?
Правильно — уменьшать размеры «начинки». Заказчик подобрал менее объёмные электронные компоненты, мы внесли правки и сделали новые визуализации:
Дело было в марте 2020 — правки успели внести аккурат к введению карантина. Но для Формлаба карантин — это привычная атмосфера :). Вся наша команда — это удалённые специалисты, и ограничительные меры никак не повлияли на разработку.
Определившись с габаритами и внешней поверхностью, мы начали разбивать корпус на детали — с учётом последующего производства. Разбивка, конечно же, отразится и на дизайне, как именно — видно на иллюстрации.
Построили кронштейн:
Финальный вариант модели:
Рендеры:
— В этом проекте мы планировали дойти до разработки конструкции. Не получилось: новый дизайн нравился нам, но не вызывал восторга у заказчика. К сожалению, и такое случается.
Мы попытались найти другие варианты дизайн-концепций, но они вышли, скажем так, компромиссными. А нужно, чтобы заказчику результат нравился; ещё лучше — приводил в восхищение.
Заменили дизайнерское звено. Безрезультатно.
Совместно было принято решение на этом остановиться, а коллеги из «Лед-Эффект» продолжили разработку самостоятельно. Желаем им удачи и надеемся скоро увидеть новые светильники на улицах наших городов.
Евгений Аракас,
руководитель проекта
Вот ещё один проект, где у нас «не получилось». Восприятие дизайна всегда субъективно: глядя на одну и ту же вещь, кто-то будет от неё без ума, а кто-то презрительно скривится. Поэтому тот, кто заявляет, что у него абсолютно все заказчики уходят удовлетворёнными разработкой, либо лжёт, либо ничего не делает.
Жмите «Смотреть» или кликайте по картинке ниже.