Формлаб I 2017

Напорная топливораздаточная колонка

Проектирование дизайна и эргономики корпусов серии топливораздаточных колонок. Весь проект поэтапно и в деталях
Этап #1

Постановка задачи

Есть три серии топливораздаточных колонок, дизайн которых вне конкуренции. В том смысле, что конкурировать с тем, что есть на рынке оборудования для АЗС, колонки уже не в состоянии: их внешность уже устарела. Вывод отсюда закономерный — нужно обновить дизайн.

Работать предстоит с таким материалом

Итак, есть несколько моделей и типоразмеров заправочных колонок. Серии должны быть объединены общими элементами дизайна; возможно, общими модулями. Общее для серии — штатная трёхстрочная индикация и терминальная часть.

Состав топливораздаточной колонки (ТРК ) — шлангоотсек, прикрепляемый к нему блок индикации (или терминальная часть), гидроотсек, основание (это силовой элемент конструкции — основание монтируется к фундаменту АЗС плюс к нему прикрепляются корпусные элементы колонки).
Из чего состоит топливораздаточная колонка
Из чего состоит топливораздаточная колонка
Некоторые модели колонок могут дополнительно комплектоваться верхним поясом — он нужен для придания конструкции дополнительной жёсткости.
Верхний пояс заправочной колонки
Верхний пояс заправочной колонки
ТРК должна быть разборной. Колонки проходят сервисное обслуживание — нужно обеспечить беспроблемный доступ в гидроотсек. В корпус блока индикации (IP54) — тоже.

При разработке дизайна придётся учитывать, что бензоколонки на АЗС устанавливаются на возвышенностях -"островках" высотой 200-350 мм.

Длина рукава — топливозаправочного шланга — минимум 4 метра, а расположить его нужно так, чтобы он не подметал собой землю.

Количество пластиковых деталей в корпусе нужно свести к минимуму; в идеале — вообще исключить. Если же без них не обойтись, то такие элементы должны быть в каждой модели линейки.

Удачный дизайн, по мнению заказчика, вот:
Этап #2

Разработка дизайна корпуса

Эскизирование
"Боевая раскраска"— на наше усмотрение. Конструкция должна предусматривать возможность установки терминального блока вместо блока индикации и наоборот.На корпусе шлангоотсека нужна индикация видов топлива.

Материалы — нержавеющая и оцинкованная сталь; алюминиевая труба.
Наброски трансформируются в чистовые эскизы.
Чистовые эскизы (заказчик уже выбрал вариант, который ему понравился):
Немного правок — и можно приступать к моделированию.
Этап #3

Разработка дизайна корпуса

3D-моделирование
В ходе разработки ТЗ меняется: теперь у нас есть новый блок индикации. Было:
Старый блок индикации
Стало:
Новый блок индикации
Моделируем пока один размер колонки. Модель без конструкторской проработки — только дизайнерские поверхности.
Прорабатываем дизайн в 3D-модели:
Рендеры — с терминалом и блоком индикации:
— Проектированием конструкторской документации на основе созданного нами дизайна клиент решил заняться самостоятельно. Ждем заправочные колонки с дизайном от Формлаба на всех автозаправках страны :)

Евгений Аракас
Руководитель проекта