Этап #1 Постановка задачи
Несмотря ни на что, электромобилей становится всё больше, а значит, нас когда-нибудь ждёт и нормальный спрос и на зарядные станции для них. В 2012 году мы разработали дизайн и конструкцию комплекса для зарядки электромобилей — «электроколонку» с рекламным видеоэкраном.
Корпус у станции зарядки антивандальный: планировалось, что станции будут устанавливать на улицах на краю тротуара, на парковках и в других местах длительной стоянки автомобилей.
Образец подобной станции:
Условно на корпусе можно выделить три зоны. Первая — расположенное в нижней части закрытое пространство, внутри которого размещены все электрические компоненты, и крепление комплекса к постаменту, на котором он установлен. Зона закрыта крышкой (люком).
Вторая зона — «клиентская»; с закрытым антивандальным стеклом сенсорным дисплеем и двумя видами разъёмов для подключения кабелей (Mode 3, Type 2 — Mennekes и Schuko), считывателем для RFID-карт, GPRS-модемом и световым индикатором, показывающим процесс зарядки.
Эта зона расположена на высоте, удобной для стоящего человека среднего роста; разъёмы закрыты крышкой.
И, наконец, зона для размещения видеорекламы: в ней будут один или два дисплея с диагональю 21-24", также закрытые антивандальным стеклом.
Чтобы «зарядиться» на такой станции, автовладелец сначала должен авторизоваться — для этого он подносит свою карту к RFID-считывателю. И только после этого откроется дверца, закрывающая розетки. Затем можно подключить к розетке свой кабель, закрыть дверцу и вернуться часов через 8, когда зарядка завершится. Чтобы отсоединиться, придётся снова авторизовываться.
Когда начинается зарядка, индикатор меняет свой цвет; если при этом пользователь забыл закрыть дверцу «зарядного» отсека — на красный.
И особые пожелания есть насчёт дверцы. Там, во-первых, необходим уплотнитель, чтобы не пропускать к розеткам грязь, капли дождя и пыль. Во-вторых, дверца должна закрываться при подключенном кабеле. Вот как это реализовано у конкурентов (сверху — считыватель RFID-меток):
Конкурентных разработок много, и очень красивых, и не очень:
В процессе обсуждения проекта велись «протоколы»:
Этап #2 Эскизирование
Приемлемая стоимость производства — на первом месте, но и внешний вид не забыт. Корпус должен выглядеть современным и быть удобным в использовании, без лишних декоративных элементов (это минус от его антивандальных свойств).
На зарядной станции необходимо предусмотреть место не только под логотип сети заправочных станций, но и пространство для размещения инструкции по использованию комплекса и обязательных обозначений электроприборов.
Комплекс может устанавливаться под углом 45 градусов к краю проезжей части (как на
парковках, так и на краю тротуара), чтобы рекламу на дисплеях могли видеть не только водители, заряжающие свои электромобили, но и пешеходы.
По технологиям производства тоже всё чётко: корпус будет листового железа (нержавейки; возможна порошковая покраска). Для деталей «клиентской зоны» предполагается литьё пластика под давлением; для немногих декоративных элементов в качестве материала допустимы акрил или оргстекло.
Черновики сразу от трёх дизайнеров:
Приступаем к выбраковке. Чистовых эскизов, естественно, уже значительно меньше, чем черновиков:
Вот он, выбор заказчика:
Этап #3 CAD-моделирование
Требования к конструкции: обеспечить максимальную антивандальность и возможность работы при любых погодных условиях, в том числе при повышенной влажности при температуре от -45 до +45°C; IP55. Необходимо исключить возможность доступа внутрь зарядной станции посторонних.
Одновременно нужен доступ для сервисменов — к электрической (нижней) части комплекса, а также компонентам «клиентской зоны» (для установки SIM-карты в GPRS-модем).
А в нижней части корпуса должны быть предусмотрены крепления для фиксации устройства на постаменте — дно колонны нужно усилить, чтобы можно было ставить её и на улице — на фундамент, и крепить анкерными болтами к бетонному основанию в торговых центрах.
Этап #4 Конструкторская документация
Стойка без дисплея и с ним:
Рендеры:
Этап #5 Прототипирование
Прототипов было даже не 5, а 10.
— Такие проекты сложно забыть — за кадром осталось то, что нам дали всего два месяца на всю работу. В этот срок должно было уложиться и производство 5 (!) колонн для демонстрации на выставке.
Сделка была настолько важна для бизнеса клиента, что мы продублировали всё, что было можно: не показать на выставке реальный продукт было нельзя.
На практике это выглядело так: 2 команды разработки и 2 производства. Причем если разработчики помогали друг другу — документацией, узлами и моделями, то производства действовали независимо. Каждый завод делал по 5 зарядных станций.
И расчёт оказался верным: конечно же, один из заводов накосячил с покраской. Пока переделывали, приехали корпуса от другого производителя. Они и отправились на выставку. Вот так — огромными усилиями всех участников, повышенным чеком и адской логистикой — задача была решена.
Андрей Востриков,
руководитель
ФОРМЛАБ, специалисты по корпусам