Как мы подсчитали, сколько на самом деле стоит разработка корпуса

Порядок цен за каждый этап, человеко-часы, почему всё именно так и где можно сэкономить

Тема уже из заголовка ясна: каждый день сталкиваюсь с непониманием того, сколько на самом деле стоит разработка корпуса.

И цель этой заметки — рассказать вам о том, сколько действительно придётся за неё заплатить: 100 000 рублей, двести или миллион. Прочитав эту статью, вы сможете определить, сколько придётся отдать за работу и заодно понять, недоговаривают ли вам что-то разработчики по поводу цен или режут суровую правду.

Ответим на три основных вопроса:


Сколько нужно денег на разработку корпуса, почему столько и где можно сэкономить, если очень нужно?


Начну, как всегда, чутка издалека — а из чего в принципе складывается цена корпуса? Если кратко, то вот:

Я уже писал, как быстро оценить себестоимость производства корпуса и приводил примеры цен разных корпусов с разными параметрами. Но нигде и никто не пишет, сколько стоит собственно разработка корпуса. Вот самое время об этом написать с пруфами, Билли, примерами и цифрами, как я люблю.

Разработка поэтапно с человеко-часами за каждый этап

ТЗ

О том, из каких этапов состоит разработка корпуса, можно узнать из ещё одной нашей статьи. Но это скорее внешняя сторона вопроса, а вот того, что происходит на нашей кухне, не видит никто (хотя процессы схожи с любой разработкой электроники или программированием — например, с разработкой платы или софта на неё).

Сначала мы пишем за клиента ТЗ (скоро расскажем, почему сами). Для этого собирается первичная информация в виде опросника (скачать), вытаскивается нужная инфа из разговоров с клиентом и его разработчиками, раскладываются по папкам референсы, модели, документация, — и всё это отдается техническому писателю, который за 3-5 дней готовит простое техническое задание (мы его называем «дизайнерское ТЗ»). Формально там мало ограничений, кроме основных — габариты, себестоимость производства, технологии, эргономика и т.д. Вот на этой странице есть примеры.

Начинаем считать.

Технический писатель, составление ТЗ: +20 человеко-часов

Промдизайн

Дальше к работе подключаются промышленные дизайнеры — тут все просто. Этот процесс сильно размазан во времени, потому что человеку надо «прогреться», т.е. поварить в голове задачу, посмотреть на конкурентов, прикинуть, что вообще можно сделать, и рисовать… рисовать… рисовать…

«Средний» проект занимает 2-3 недели работы дизайнера. Обычно дизайнеров на проекте двое. Половина времени тратится на поиск стиля будущего корпуса, а половина — на более детальную прорисовку того, что напридумывали.


Хозяйке на заметку: если дизайнер говорит, что все сделает в 3D, потому что «сейчас уже никто не рисует», то знайте, что он работает раза в 1,5-2 медленнее, чем дизайнер, который рисует руками. Такой «в 3D» вам обойдётся вдвое дороже, короче.

⅔ дизайнеров смотрят на меня сейчас так, — простите, коллеги, но это статистика лет так за десять уже :)

Промышленные дизайнеры, прорисовка эскизов — +80 человеко-часов.

Моделирование

Затем корпус надо прорисовать уже в 3D и подготовить визуализацию. Это либо тот же дизайнер, либо отдельный моделлер (у нас отдельный, кстати) и визуализатор (у нас отдельного нет) — ещё неделя.

Модель и визуализация дизайна корпуса в 3D — +40 часов.

Инжиниринг

А вот дальше начинается самое интересное — это инжиниринг корпуса. Абсолютно внутренняя штука, которую заказчик даже и не видит иногда. Но чаще видит, поскольку проходит итерационная работа между конструктором корпуса и разработчиком платы. В общем процесс выглядит так:

При необходимости возвращаемся на прорисовку геометрии и дальше по кругу.

Инжиниринг во всех наших проектах занимает больше времени, чем разработка дизайна. Другого не дано. Простой корпус (о сложности ниже расскажу) — это работы на месяц как минимум (а с бумажками — два!). Про сроки, кстати, писал вот тут.

Инжиниринг корпуса, согласование с производством — +160 часов.

Прототипирование

Добавим в копилку проекта еще 50 часов на работу конструктора.

50 часов — это ещё нижняя планка, когда конструктор и завод просто не то что знают друг друга, а лет эдак 5 работают в тесном контакте.


Хозяйке на заметку — если вы считаете, что прототип — это только сам прототип, т.е. его физическое изготовление, то ошибаетесь: это куча работы до, во время и после производства. И всё это нередко дороже и сильно дольше непосредственно производства.


Итак, в копилке 350 человеко-часов на простой корпус. Вопрос: сколько же стоит такой человеко-час? Об этом ниже, так как все не так однозначно.

Как оценивать сложность корпуса

Я специально беру в пример простой проект, так как их большинство и мы уже в них собаку съели — два из трёх корпусов, которые у нас заказывают, именно простые.

Но есть другая треть, которую уже сходу не оценить. И как понять «на берегу», простой корпус или сложный?

Очень просто: оценка сложности проекта — это количество деталей + сложность их соединения друг с другом. Представьте, сколько деталей в корпусе вашего устройства: кнопки, стекла и вот это все.

Вот простенькая схема для оценки сложности корпуса по количеству деталей:

Затем решаете: нужны ли деталям какие-то особые соединения? Например, герметичность. Или виброустойчивость. Или гибкость. Или вентиляция платы особенная, а не просто отверстий наделать…

Если что-то из вышеперечисленного требуется, ваш корпус почти наверняка (но не всегда) будет «сложным». Проблема в том, что физические свойства в виртуальной среде можно только имитировать, и очень условно, но для полноценной проверки (герметичен ли он на самом деле ил нет) потребуются несколько прототипов и куча работы. Поэтому с вероятностью 90% этап прототипирования будет дольше по времени и обойдётся дороже первичной разработки.

Или в корпусе просто много деталей — тогда просто количество рутинной работы по их сопряжению превращается в десятки и даже сотни часов разработчика.

Примеры простых корпусов

Средние по сложности корпуса

Домофон «Спутник»

Сложные корпуса

Прототипирование — часы (минимум-среднее): 50 часов.

Опоздатушки

Вам нужен корпус, вы приходите в компанию разработчиков и они вам обещают, что разработают корпус за месяц. Вы, если опытный боец, уже знаете, что это очень оптимистичная оценка по времени, и закладываете в бюджет 2Х от цены и сроков. Если прям опытный-опытный — то 3Х.

Если не очень опытный и верите на слово, через месяц вы видите, что у вас даже еще контракт не согласован, потому что на это есть пара десятков внешне уважительных причин и куча обоюдных тормозов.

Ещё на проект наслаивается такая штука, как ожидания заказчика на этапе заключения договора. Все, кто оказывает сложные услуги, про это знают, но вдруг кто-то нет, — рассказываю…

Не буду сильно растекаться по древу, почему это происходит, просто кратко — если только над проектом работает больше 2х людей, все оценки и прогнозы надо умножать минимум на 2. Я даже как-то статистику составил за 3 года (это примерно 120 проектов), сравнивая время на разработку: то, которое обсуждали в начале проекта и то, сколько он фактически длился.

Так вот, все проекты, даже так — ВСЕ проекты — заняли минимум вдвое больше времени, чем планировалось изначально. А есть проекты, которые съели человеко-часов и втрое больше, и впятеро. Поэтому ещё несколько советов.

1. Не считай, что твои внутренние процессы не задерживают разработчика — вы одинаково тормозите друг друга.
2. Не меняй в ТЗ ничего. Если есть хоть какая-то вероятность замены, например, компонента, — готовься к кратному увеличению и сроков, и бюджета.
3. Переходи на ЭДО — возня с физическими бумажками отожрёт до 30% от срока согласований, и это практически на пустом месте.

Внесение правок

Ну и второй важный вопрос — внесение правок, которые могут запросто сломать всю предыдущую работу и поставить перед фактом «Вам придётся начать всё заново».

Но это нормально, мы, в конце концов, все с вами делаем новые штуки, тут проложенных рельсов нет ни у кого.

Часы на внесение правок: непрогнозируемо. Иногда правки незначительны, иногда работу приходится просто переделывать.

Разные подрядчики — разные чеки

А теперь, собственно, про деньги.

Одну и ту же работу можно сделать разными исполнителями, я даже как-то это описывал вот тут, но слушать больно — звук писался из зала, простите. Суть в следующем — выбирайте подрядчика в зависимости от своих процессов и желаемой степени контроля и погружения в ваш проект.

Вот разные типы подрядчиков, которые могут разработать для вас корпус. У каждого есть достоинства, недостатки и, условно, средний чек нормо-часа:

Т.е. если бы ваш проект делал свой сотрудник, то он бы, допустим, сделал его за 175К₽ и примерно 2 месяца работы фуллтайм, т.е. 8 часов в день, прям плотнячком. Фрилансер — за 350К₽, студия — за 500К₽, а бюро — за 700К₽.

И, конечно, вывод однозначен:

— Если результат одинаков, зачем платить больше?

Но так не работает, такие дела. Штука именно в издержках, возникающих в процессе разработки — штатный сотрудник не сможет и нарисовать все хорошо, и сделать документацию, и все согласовать с заводом (который сам же и должен найти). Для одного проекта таких сотрудников надо уже 3 человека — если по-хорошему.

Фрилансер может уже больше, но там есть тайланд-головного-мозга другие риски. И, опять же, всем, что связано с прототипами (не макетиками на 3D-принтере, а когда все серьезно), вы будете заниматься сами.

Бюро тоже не ангел — все сделаем за вас, но и возьмем больше всего денег.

Еще важный момент — профессионализм, т.е. количество ошибок и проблем. Штатного сотрудника ты знаешь, знаешь, что он может, а чего — нет. Можно предположить, где он ошибется (кстати, вот тут чуваки влетели на 12М₽ из-за ошибки штатного конструктора).

С фрилансером всё не так прозрачно — по сути, ты просто веришь в него. Чем выше уровень подрядчика (квалификация, число реализованных проектов, количество спецов в компании и пр.), тем лучше качество услуги, что логично — суммарный опыт внутри бюро или студии больше, чем у одного человека. Но и сумма чека за этот опыт тоже увеличивается.


В конечном итоге всё сводится к очень простому вопросу: кого выбрать?


Если ты считаешь свое время самым дорогим и тебе нужно добежать до продаж продукта максимально быстро и не рискуя, то платишь бюро.

Если хочется всем рулить, т.е. тратить на задачи свое время, а срок выхода на продажи не давит — обращай внимание на левую часть таблички, где чек будет минимальным. Так можно сэкономить. Подробнее про экономию — ниже.

Экономим — как?

В разработке всегда есть такая штука, как коммуникативные издержки. Под этим словосочетанием я подразумеваю весь комплекс коммуникаций с заказчиком. Но самое фантастическое заключается в том, что стоимость издержек может быть равна стоимости работы над проектом. Наглядный пример: на фактическую работу, условно, ушло 3 недели, на обсуждения и согласования — год.

И тут ты:

  1. либо берешь коммуникации на себя, т.е. занимаешься проектом полностью, по сути, оплачивая «несвязанность» разработчиков (электроника, дизайн, инжиниринг, производство);
  2. либо перекладываешь все это на специальных людей, но тогда платишь им за это + за профессионализм разработчиков (опытный специалист делает меньше ошибок), т.е. либо ты готов рисковать и работать «на веру», либо хочешь «подстелить», потому что важно быстрее выйти на производство и начать уже продавать свой продукт.

Первый путь — это про экономию, второй — про скорость выхода на продажи.

Примеры

Ну и слайды-слайды примеры с цифрами:

Корпуса и цены

200 000 ₽ ($3000)

Компактный корпус

350 000 ₽ ($5000)

Компактный герметичный корпус

450 000 ₽ ($6500)

Корпус в стойку

500 000 ₽ ($7000)

Настенный многофункциональный корпус

600 000 ₽ ($8500)

Корпус светильника

600 000 ₽ ($8500)

Настольный корпус

700 000 ₽ ($10 000)

Носимый сложный корпус

800 000 ₽ ($11 500)

Носимый сложный корпус

1 000 000 ₽ ($15 000)

Носимый сложный корпус

1 200 000 ₽ ($ 17 000)

Напольный сложный корпус

1 700 000 ₽ ($25 000)

Напольный сложный корпус

3 000 000 ₽ ($45 000)

Кабина станка

Ценники усредненные, плюс дополнительно суммы даны в долларах (на 4 августа 2020 года): просто оценить порядок бюджета.

Выводы

— Цель заметки, как я уже писал, — показать, как появляется формируется цена в разработке корпуса, точнее, как это делаем мы в Формлабе, и сколько в итоге придётся потратить на корпус.

Вы уже знаете, из каких этапов состоит работа и понимаете, сколько человеко-часов придётся на всё потратить. Кроме прочего, у вас уже есть табличка с примерными расценками каждого специалиста.

Вывод банальнее некуда: правильная разработка не может стоить…. Ну, вы поняли.

Но, к счастью, и способы сэкономить тоже имеются.

Андрей Востриков,
руководитель

ФОРМЛАБ, специалисты по корпусам

Поможем и вам с разработкой или производством

Если вы хотите проконсультироваться или получить коммерческое предложение, то заполните данную форму.

Чем больше подробностей вы укажите, тем лучше наш эксперт подготовится к разговору с вами, а значит общение пройдет продуктивно для всех. Конфиденциальность информации гарантируем! Можно подписать NDA.

Ниже не обязательно, но помогает ответить вам более точно.
Выберите близкую вам отрасль. По выбранной отрасли мы сможем подобрать кейсы из нашего опыта под вашу специфику
 
Это поле позволяет загрузить неограниченное количество файлов. Ограничение 999 МБ.

Допустимые типы: gif, jpg, jpeg, png, bmp, eps, tif, pict, psd, txt, rtf, odf, pdf, doc, docx, ppt, pptx, xls, xlsx, avi, mov, mp3, mp4, ogg, wav, bz2, dmg, gz, tar, zip.
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
подпиши НДА

Прежде чем обсудить задачу, подпишите соглашение о неразглашении

Подписать NDA