Формлаб I 2013

Беспроводной видеозвонок "АйКтоТам"

iKtoTam. Весь проект поэтапно и в деталях
Это история не столько о корпусе, сколько о том, как Формлаб побывал в роли инвестора. Инвестировали мы в собственную разработку — видеозвонок.

Идея возникла на почве проблемы попрошаек, посланцев пенсионных фондов, мошенников, продавцов ножей, картошки и прочих одиозных личностей, которые таинственным способом просачиваются через заслон подъездного домофона и стучатся в квартиры. Открывать им дверь — только время терять, и даже со стула вставать из-за этого не хочется.
Вид на подъезд через обычный дверной глазок. Автор картины, к сожалению, не найден
Поэтому появилась идея сделать такой дверной звонок, который позволил бы узнать, кто там, вообще не выходя в прихожую. Поэтому мы поступили хитро: совместили в одном корпусе кнопку звонка и видеомодуль. Камера снимает то, что находится в зоне её видимости, и отправляет изображение на мобильный телефон.

Компоненты подбирали по принципу "чем дешевле, чем лучше" (и впоследствии здорово обожглись на этом).
Как раз в то время мы работали над несколькими другими проектами с группой электронщиков. Поэтому сделать макетную плату труда не составило. Дело за дизайном.

Подбор компонентов:

Авангардизм или интуитивно понятный дизайн?

Уже было сказано, что электронику подбирали самую дешёвую. При таких исходных данных понятно, что миниатюрным корпус звонка точно не будет. Но делать его в виде всем привычной кнопки было как-то странно — звонок-то не простой. Да и уйти от привычных форм всегда интересно.

И тут мы вспомнили про дизайн кнопки домофона, который делали для другой компании. Этот вариант заказчики отвергли: слишком уж он был для них авангардным. Но для нас — самое то.
Дизайн пульта
Первый эскиз видеозвонка. Сверху — глазок камеры
С такой кнопкой не должно возникать вопроса: "А куда мне тут нажимать?" Несмотря на то, что блок звонка выглядит монолитно, стоит поднести к нему руку, и ты нажмёшь именно туда, куда надо. Это можно назвать интуитивно понятным интерфейсом, а можно — победой дизайна над рефлексами.

Модель видеозвонка — первый дизайн. На площадке сверху указан номер квартиры.
Но и такой дизайн нуждался в доработке: чтобы сделать всё окончательно ясно для пользователей, в дальнейшем мы избавились от круглого отверстия для видеокамеры — чтобы не вводила в искушение нажать на себя.
Видеомодуль звонка "АйКтоТам"

Никто не уйдёт незамеченным

Звонок может нажимать кто угодно — и человек обычного роста, и ребёнок, и великан. Устанавливают звонки тоже по-разному — и справа от двери, и слева, и сбоку, и даже куда-то в угол, так что камера может смотреть откуда угодно.

У нас не было задачи показать суперкачественную картинку гостя, но он в любом случае должен был бы попасть в поле зрения камеры.
Лучший обзор — если камера будет смотреть вперёд и вниз. Для подбора её правильного положения при установке в корпусе сделали "рельсы", чтобы камеру можно было перемещать.

Вот макет видеозвонка, напечатанный на 3D-принтере. В корпусе видны "рельсы".
Камера работает непрерывно, записывая всё, что происходит в подъезде, циклами продолжительностью — в 10 минут. Если за 10 минут цикла никто не позвонил в дверь, только что записанное видео ставится в очередь на уничтожение, начинается новый цикл. Но как только кто-то нажимает на кнопку, видео сразу начинает передаваться в "облако" (не забыв при этом захватить предыдущие пару минут), звонок связывается с приложением смартфона и пользователь может посмотреть, кто же стоит под его дверью.
Очертания корпуса — почти "вживую":
Уже можно прикинуть, как звонок будет выглядеть на стене — в сравнении с другими "кнопками":
— Проект очень интересен своим дизайном, который отмечают все, кто хоть раз держал устройство в руках. Пользоваться этим звонком очень удобно, он буквально заставляет нажать на себя. Найти такую дизайнерскую идею несложно, нужно лишь, чтобы дизайнер не был ограничен в выборе технологий производства и экономики.

Такая свобода — редкая, почти невозможная в условиях реального рынка история, но здесь было именно так.

Андрей Востриков
Руководитель бюро инженерного дизайна Формлаб

Планы и реальность

Работа продолжалась. Мы уже добрались до опытного образца, который мог снимать и отправлять видео. Казалось, ещё немного — и звонок можно будет запускать серийное производство, а потом и в продажу.
И тут наступило прозрение: мы поняли, в какую войну мы ввязались, то есть какие затраты придётся понести. Стало ясно, что одни мы это не осилим — без поддержки извне не обойтись.
Разумеется, мы смотрели в сторону краудфандинга. Но не учли то, что впереди были расходы не только на железо, но и на серверную часть, и на приложение, с помощью которого всё это управляется.

Стали искать инвестора. И тут выяснилось кое-что интересное.
— Когда я искал инвесторов, показывал им напечатанный на 3D-принтере макетик, называл цифры, демонстрировал рендеры, то максимум, что можно было получить в ответ — это произнесённое скучным голосом слово "Интересно" и, разумеется, отказ.

Но едва стоило сделать корпус звонка из алюминия (причём "железка" не работала, она просто производила впечатление готовой!), и тут же те самые люди, которые до этого момента отказывались, внезапно согласились инвестировать свои деньги в нашу затею.

Андрей Востриков
Руководитель бюро инженерного дизайна Формлаб
Желающие вложиться в проект были найдены, открыто ООО, в котором мы стали соинвесторами: одни вкладывают деньги, другие (Формлаб) — технологические возможности. Все вроде бы пошло хорошо, но первый большой камень нам швырнули в лицо на российской выставке TechСrunch.

Как швырнули: мы наивно полагали, что у нас есть офигенная идея, и все, кому мы о ней расскажем, сразу же проникнутся ею и оставят предзаказы на звонок.

Или, в крайнем случае, расскажут о нас всем своим знакомым.

Как бы не так. Народ не впечатлялся от слова "совсем", равнодушно проходя мимо.

Но уже после закрытия выставки нас нашёл застройщик элитного жилья. "У вас классная идея, — сказал он. — Но мне не нравится форм-фактор корпуса. Если вы придумаете что-то другое, я за любые деньги куплю у вас 300 штук".
Мы задумались.

И в этот момент проект звонка "АйКтоТам" умер.
Но вместо него появился проект коннектора "АйКтоТам".
— Проект видеозвонка "АйКтоТам", хотя и не был реализован, но выявил интересный эффект. Когда тебе надо показать свою идею инвесторам, использовать напечатанный макет, пусть и работающий, неразумно. Потому что ты получишь гораздо меньit позитивных отзывов, чем на самом деле заслуживаешь.Это было открытием для меня. Когда перед людьми кладут реальную железку, у них просто загораются глаза.

Так что если вы собрались искать инвесторов, задумайтесь о хорошем прототипе.

Андрей Востриков
Руководитель бюро инженерного дизайна Формлаб