Видеозвонок умер. Да здравствует коннектор!
История с беспроводным видеозвонком была лишь началом сериала «Как Формлаб стал инвестором». Как уже было рассказано в предыдущей серии, видеозвонок умер, однако вместо него появилось кое-что получше: коннектор для домофона.
Подобные решения уже были на рынке. Но стоили они порядка 2-3 тысяч долларов за единицу. Мы же планировали, что цена коннектора не превысит $300. Не в последнюю очередь — из-за сниженной стоимости производства корпуса. Как этого удалось добиться? В том числе за счёт дизайна.
Если звонок позволял всего лишь видеть, кто стучится к тебе в дверь, со смартфона, то с помощью коннектора можно узнать, кто стоит уже перед подъездной дверью, и поговорить с посетителями, и даже открыть им дверь. Для работы устройства нужно было подключить его к общему домофону — соединить два провода, а затем установить приложение iKtoTam. И всё: теперь смартфон может принимать видеозвонки в домофон, а вы откроете дверь гостю прямо с телефона.
Вдобавок ко всему система записывает все видеовызовы, делает фотографию посетителя и хранит историю визитов в собственном облачном хранилище.
Планировали, что версий коннектора будет две: с урезанным функциями, без возможности трансляции видео (в этом случае общаться с гостями придётся только голосом) и полнофункциональная.
Софтом занялась компания «Хорошие штуки», основанная ещё во времена видеозвонка, «железом» и корпусом — Формлаб.
Когда жалко денег: давайте снизим себестоимость в десять раз
Варианты дизайна корпуса коннектора. Он небольшой — это видно в сравнении с iPhone и батарейкой.
Но коннектор — продукт не совсем обычный. Помните о том, что нам нужно было максимально снизить себестоимость производства корпуса?
Первым делом мы убрали всё лишнее — всё, что не несло какой-либо функциональной нагрузки. Затем сделали расчёт себестоимости корпусов.
Пресс-формы для «прародителя» устройства — видеозвонка — стоили порядка 40 тысяч долларов. Себестоимость одного корпуса — $9 при тираже в 5 000 штук.
$40 000 на пресс-формы было жалко. А «трубку» можно было сделать по технологии алюминиевой экструзии: выдавливаем трубу, режем её на куски и фрезеруем. Стоимость фильеры (формы для экструдера) — 200 тысяч рублей, себестоимость корпуса — $3-4.
Так исчезли «коробочки» и остался цилиндр. Ничего лишнего: только настенное крепление и индикатор работы. Кольцо — радиопрозрачный материал для wi-fi-модуля.
Получилось так, что дизайн был определён технологией производства.
Коннектор и маникюр: кто кого?
Довольно быстро мы сделали опытный образец корпуса, к нему — пока ещё неработающую плату, и занялись софтом.
Очень долго пришлось искать людей, которые смогли бы реализовать софтовую часть. Проблема заключалась в доставке максимально качественного видеопотока на смартфон пользователя. Сейчас это кажется надуманной проблемой — в городах спокойно работает 4G, — но тогда, в 2015 году, при полевых тестах мы выяснили, что даже 3G местами недоступен. А значит, человек просто не сможет увидеть посетителя перед дверью.
Но всё-таки таких разработчиков нашли. Они же взяли на себя разработку приложения iKtoTam (без которого открыть дверь подъезда с телефона было невозможно).
Вот его интерфейс:
CAD-модель корпуса:
Первая версия прототипа:
Несмотря на то, что коннектор находился в полуготовности, мы решились презентовать его на российской выставке TechCrunch — рассказать-то уже было о чём.
Это было фиаско.
По выставке бродило очень много иностранных инвесторов — им мы и объясняли, что такое наш проект. Преподносили разработку в выгодном свете, вещали о лёгкости использования (установил коннектор и забыл о нём), предполагали, сколько миллионов людей наша идея сможет осчастливить...
Пока нас не прервала какая-то дама — вроде бы известная инвесторша. «Это что вы мне там скручивать предлагаете? — спросила она. — У меня маникюр! Я не буду ничего соединять и привинчивать!»
Для монтажа коннектора специальных навыков не требовалось: тот, кто повесил в своей жизни хотя бы один крючок, справится за пару минут. База монтировалась на стену вместо домофона, на тот же крепёж.
Но чему-чему, а маникюру противопоставить было нечего.
Как перестать разрабатывать
Конечно же, мы огорчились. Но вскоре заказали второй прототип.
И заявились на следующую выставку.
Плата всё ещё не была доделана, однако коннектор кое-как, но мог работать: звонок передавал видеовызовы, а через приложение iKtoTam можно было открывать подъездную дверь.
Третье поколение прототипа. Здесь мы начали смотреть на разные цвета, немного меняя внешний вид коннектора.
И тут выплыла проблема дешёвых комплектующих. Дорогой процессор и память, например, мы покупать не стали. А для дешёвых техдокументации или не было совсем, или она была неполной.

— Признаться, для меня это стало неприятным открытием. На других проектах Формлаба мы не раз сталкивались с тем, как китайские коллеги буквально на лету меняют характеристики и размеры своих комплектующих. Но то, что к выпускаемому процессору, например, физически не готова документация для разрабов, — это как-то за гранью. Зачем тогда продавать продукт, которым нельзя нормально пользоваться?
Причём это не хитрый гаджет для гиков, которые сами разберутся, а коммерческая поставка компонентов для производства уровнем выше…
Андрей Востриков,
руководитель бюро инженерного дизайна ФОРМЛАБ
Корректно работать электроника не хотела, мы долго искали, что с чем отказывается взаимодействовать, и всё это съедало время и деньги, а в итоге и нервы. Ведь к производству в такой ситуации перейти нельзя, а чем дальше, тем больше устаревает устройство, появляются конкуренты, и...
Дали о себе знать и организационные проблемы. Одна из них заключалась в том, что ключевые решения принимали люди, не обладающие «технарским» бэкграундом. Поэтому любое решение долго согласовывалось.
Время бежало слишком быстро. На возню с «железом» ушло два года, и идея просто-напросто устарела. Появилось много конкурентов — подобную систему начали выпускать и в США.
Неудивительно, что всё закончилось тем, что проект решили не развивать дальше. Подвели итог:
мы подобрали и заставили работать друг с другом все электронные компоненты, разработали приложение, организовали очень простой сервер. Было сделано несколько опытных образцов устройства, и некоторые из них даже работали :)
На этом с коннектором попрощались. Сериал закончился.

— Самый главный урок, который извлёк Формлаб из этой истории — то, что ключевые компетенции стартапа нельзя отдавать на сторону. Если у тебя главное — электроника, надо держать электронщика в штате и контролировать процесс работы полностью. Иначе ты начинаешь зависеть от того, кого по сути, не контролируешь (договор и суды — это не для стартапов) и просто зажимаешь пальцы крестиком, на удачу.
Второе — бизнес должен быть готов быстро трансформировать продукты, ориентируясь на обратную связь от пользователя и покупателя. Смотрите: эта история началась с видеозвонка, который всего лишь позволял увидеть, кто стоит перед твоей дверью, а закончилась серьёзным апгрейдом подъездного домофона (а их сотни тысяч в стране).
Ну и третье — надо иметь партнёра, который спокойно может быстро менять продукт с точки зрения производства, форм-фактора и технологий. И дело здесь не в экономии — мол, хороший разработчик и все такое. А скорее в незашоренности и гибкости мышления. В самом простом варианте роль такого партнёра может выполнить промышленный дизайнер в команде. В более сложном — полноценная технологическая компания, Формлаб или аналог.
Андрей Востриков,
руководитель
ФОРМЛАБ, специалисты по корпусам
Ключевые компетенции стартапа нельзя отдавать на сторону. Если у тебя главное — электроника, надо держать электронщика в штате и контролировать процесс работы полностью.