Формлаб | Статья

3 способа технически защитить свой продукт

Патент не всегда помогает, есть альтернатива
В наше бюро промышленного дизайна регулярно обращаются индивидуальные изобретатели и компании, стремящиеся выпустить на рынок совершенно новые решения или продукты. Многих из них волнует один и тот же вопрос - как защитить свой продукт от копирования конкурентами. Попробуем дать на него развернутый ответ, основываясь на опыте разработки собственных решений и сотрудничества с производствами в роли бюро промышленного дизайна.

Сегодня мы видим лишь три пути технической защиты своих решений (юридическая защита - тема для отдельного разговора):
1. Технологический
Избежать нежелательного копирования можно в том случае, если при производстве используется технология, по каким-то причинам недоступная конкурентам. Вне зависимости от причин, по которым технологию может использовать только одна компания, любые попытки повторить результат будут отражаться на качестве и стоимости конечного продукта. Это не оставит ему места на рынке.
Наиболее простым барьером для конкурентов является стоимость технологии и ее уникальность. К сожалению, в силу финансовых соображений, такой подход могут использовать лишь единичные компании.
2. Эволюционный
Не исключить копирование, но предотвратить его негативное влияние на свой бизнес может защита через разработку эволюционного пути своего продукта.

Копирование, как и разработка чего-то нового, имеет свой временной цикл. "Клоны" появляются на рынок примерно через год после того, как конкуренты получают первый образец продукта. Воспрепятствовать этому нельзя (в конце концов, нельзя запретить Китаю копировать), но можно воспользоваться образовавшейся форой по времени, дабы к моменту появления дубликата вывести под своей торговой маркой на рынок нечто новое. Иными словами, необходимо быть "идейным флагманом" среди однотипных решений. Проектируя первую версию продукта, надо одновременно создавать и карту развития решения, четко представляя себе, какой будет вторая, третья и последующая реализации (на несколько лет вперед).

Эволюционный способ защиты универсален - он подходит для продуктов из самых разных областей. Но для его воплощения требуется грамотная команда разработки, которая сможет одновременно смотреть и в сегодня, и в завтра. Им придется разделять возникающие идеи: что-то воплощать в первой версии, другое - оставлять на вторую и последующую (помня о том, что до этих версий продукту необходимо еще дожить). Кроме того, требуется отличное понимание своего рынка, ведь при таком темпе работы времени на устранение недостатков в той же версии уже не будет (полноценная обратная связь от пользователей первой версии придет только в момент разработки третьей).
Такой способ защиты мы используем в собственном продукте нашего промышленного бюро - дверном звонке КтоТам. Хотя сам звонок еще не вышел на рынок, мы четко представляем, как будет выглядеть вторая и третья реализации. И, как только разработка первой версии закончится, рабочая группа сядет за обсуждение второй.
3. Сетевой
Чтобы предотвратить обращение клиентов к конкурентам, устройства можно "привязать" к собственным он-лайн сервисам. Не имея доступа к "серверной" части решения, конкуренты могут скопировать лишь аппаратную часть. При хорошо проработанной бизнес-модели, такое "отключение" продукта приведет к потере его основного функционала.

Данный способ защиты оптимален для продуктов, в работе которых может быть задействован интернет. Но, конечно же, он подходит не всем решениям.

Мы применяем этот путь в сочетании с эволюционным методом для защиты проекта КтоТам. Аналогичный способ реализован в еще одной "собственной" разработке - защищенном носителе данных "Куб". Копирование аппаратной части этих продуктов приведет к созданию банального дверного звонка и беспроводного носителя данных, что вряд ли будет интересно потребителю.
Другие статьи
И мы рады, что оправдываем оказанное нам доверие
Показать больше