Этап #1 Постановка задачи
FORT-112EG-M — устройство для автомобилей, которое может определять местонахождение авто с помощью GPS и ГЛОНАСС, передавать сообщения при ДТП и обеспечивать двустороннюю связь с экстренными службами.
Несмотря на то, что установка устройства не предполагает того, что водитель будет на него постоянно смотреть (оно монтируется под приборную панель), покупать-то его всё равно будут с полки магазина, сравнивая с конкурентами не только по теххарактеристикам, но и по внешнему виду.
Да и вообще — если уж делать принципиально новое устройство в новом корпусе, то грех не задуматься о дизайне.
Итак, девайс для вызова оперативных служб — это корпус с крышкой для аккумулятора, плата и сам аккумулятор. Ничего сложного, но у заказчика есть и особые условия. Это:
- габариты корпуса остаются неизменными (поскольку зависят от платы);
- крышка батареи должна открываться просто руками, без использования каких-либо инструментов;
- простой доступ к разъёму mini-USB и слоту SIM-карты;
- минимум деталей корпуса и крепёжных винтов;
- нельзя увеличивать стоимость производства.
Этап #2 Эскизирование
Начинаем придумывать внешний вид.
Черновые эскизы. Заказчик посмотрел и заметил, что третий по счёту вариант ему как-то ближе. Но остались вопросы по крышке — как заводить провод и как его снимать.
Наклейка — это важно, потому что на ней будет серийный номер устройства. На нижней крышке корпуса её размещать нельзя, ведь после монтажа она видна не будет. Отметим: специалисты Формлаба отлично справляются с дизайном шильдиков и наклеек в том числе :).
Третий заход на эскизы.
С дизайном вроде бы определились. «Вроде бы» — потому что внезапно задача усложнилась.
Заказчик решил, что хорошо бы корпус сделать универсальным и оснащать устройством как гражданский транспорт (для которого достаточно класса защиты IP51), так и транспортные средства, перевозящие опасные грузы. А для последних нужен уже показатель IP54.
Как это реализовать, да еще не выбиться из экономики? Ведь все мы понимаем, что чем больше требований, тем дороже будет производство корпуса.
Решение было таким: в стандартной версии прибор поставляется без крышки для разъёмов и без резиновых уплотнителей. В варианте же для перевозки опасных грузов корпус дополняется уплотнителями и крышкой, что сразу увеличивает IP до 54 и позволяет проапгрейдить устройство при минимальных вложениях. Убиваем одним выстрелом двух зайцев.
Этап #3 3D-моделирование
Этап #4 CAD-моделирование
Финальные рендеры:
Вариации на тему логотипа. Заказчик выбрал тот, что в середине.
Этап #5 Прототипирование
Всего мы сделали шесть прототипов.Три прототипа заказчик отправил на внутренние испытания и сэкономил благодаря этому время на запуск «серии». Оставшиеся достались нам для анализа и доведения до ума. Один из них — на фото.
Мы провели анализ первого прототипа, который показал, что конструкцию нужно править. Необходимо было доработать герметичность — раз, разобрать корпус оказалась сложнее, чем предполагали — два. Формлаб думает не только о пользователях, но и о сервисных службах, — ведь любые устройства рано или поздно приходится ремонтировать, а значит, вскрывать.
Решено было всё исправить и сделать ещё один прототип, а не ограничиваться правками и надеждой на то, что в процессе серийного производства всё как-то само устаканится. Заказчик согласился.
Кстати, мы сделали не только прототипы, но и взяли на себя согласование конструкции с производителем корпусов в Азии. Итог — FORT-112EG-M запущен в серию и уже успешно продаётся: все серийные корпуса уходят покупателям прямо с завода.
Нам тоже досталось одно устройство — смотрите фото.
Устройства FORT-112М и FORT-112EG-M на выставке "Связь-2019":
Коллеги, добрый день. Нам понравился ваш профессиональный подход к проектированию, результатом мы более чем довольны. Скажите, готовы ли вы поучаствовать ещё в одном нашем проекте?
Антон Красилов,
технический директор ООО «Форт-Телеком»