Формлаб

Устройство вызова экстренных служб

FORT-112EG-M. Весь проект поэтапно и в деталях
Этап #1

Постановка задачи

ФОРТ 112 EG-М — устройство для автомобилей, которое может определять местонахождение авто с помощью GPS и ГЛОНАСС, передавать сообщения при ДТП и обеспечивать двустороннюю связь с экстренными службами.

Несмотря на то, что установка устройства не предполагает того, что водитель будет на него постоянно смотреть (оно монтируется под приборную панель), покупать-то его всё равно будут с полки магазина, сравнивая с конкурентами не только по теххарактеристикам из табличек Excel, но и по внешнему виду.

Да и вообще — если уж делать принципиально новое устройство в новом корпусе, то грех не задуматься о дизайне.

Итак, девайс для вызова оперативных служб — это корпус с крышкой для аккумулятора, плата и сам аккумулятор. Ничего сложного, но у заказчика есть и особые условия. Это:

  • габариты корпуса остаются неизменными (поскольку зависят от платы);
  • крышка батареи должна открываться просто руками, без использования каких-либо инструментов;
  • простой доступ к разъёму mini-USB и слоту SIM-карты;
  • минимум деталей корпуса и крепёжных винтов;
  • нельзя увеличивать стоимость производства и т.д.
Конкурентные разработки
Требования к корпусу: устойчивость к вибрациям и одиночным ударам. Материал — негорючий, нетоксичный, стойкий к ультрафиолету, без фенолов. Эксплуатировать девайс предполагается при температуре от -40°С до +85°С.
Исходный (старый) корпус. Габариты менять нельзя, расположение элементов — тоже.
Этап #2

Разработка дизайна корпуса

Эскизирование
Начинаем придумывать внешний вид.
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
Вариант 4
Вариант 5
Вариант 6
Черновые эскизы. Заказчик посмотрел и заметил, что вариант номер 3 ему как-то ближе. Но остались вопросы по крышке — как заводить провод и как его снимать.
Наклейка — это важно, потому что на ней будет серийный номер устройства. На нижней крышке корпуса её размещать нельзя, ведь после монтажа она видна не будет.Отметим: специалисты Формлаба отлично справляются с дизайном шильдиков и наклеек в том числе :).
Третий заход на эскизы.
Результат, одобренный заказчиком
С дизайном вроде бы определились. "Вроде бы" — потому что внезапно задача усложнилась.

Заказчик решил, что хорошо бы корпус сделать универсальным и оснащать устройством как гражданский транспорт (для которого достаточно класса защиты IP-51), так и военную технику. А для последней нужен уже IP-54.

Как это реализовать, да еще не выбиться из экономики? Ведь все мы понимаем, что чем больше требований, тем дороже будет производство корпуса.

Решение было таким: в гражданской версии прибор поставляется без крышки для разъемов и без резиновых уплотнителей. В "военном" же варианте корпус дополняется уплотнителями и крышкой, что сразу увеличивает IP до 54 и позволяет проапгрейдить устройство при минимальных вложениях. Убиваем одним выстрелом двух зайцев.
Вот над чем пришлось работать в итоге.
Этап #3

Разработка дизайна корпуса

3D-моделирование
Этап #4

Инжиниринг

Разработка конструкции
Финальные рендеры.
Вариации на тему логотипа. Заказчик выбрал тот, что в середине.
Этап #5

Прототипирование

Изготовление прототипа корпуса и его анализ
Всего мы сделали шесть прототипов.Три прототипа заказчик предусмотрительно отправил на испытания для сертификации (и выиграл благодаря этому полгода). Оставшиеся достались нам для анализа и доведения до ума. Один из них — на фото.
Мы провели анализ первого прототипа, который показал, что конструкцию нужно править. Необходимо было доработать герметичность — раз, разобрать корпус оказалась сложнее, чем предполагали — два. Формлаб думает не только о пользователях,
но и о сервисных службах, — ведь любые устройства рано или поздно приходится ремонтировать, а значит, вскрывать.

Решено было всё исправить и сделать ещё один прототип, а не ограничиться правками
и надеждой на то, что в процессе серийного производства всё как-то само устаканится. Заказчик согласился.
Всё готово, можно заказывать.
Кстати, мы сделали не только прототипы, но и взяли на себя согласование конструкции
с производителем корпусов в Азии. Итог — устройство запущено в серию и уже успешно продаётся: все серийные корпуса уходят покупателям прямо с завода. Ждём от заказчика проекта FORT-112EG-M фото серийных изделий, чтобы выложить их здесь.
"Коллеги, добрый день. Нам понравился ваш профессиональный подход
к проектированию, результатом мы более чем довольны. Скажите, готовы
ли поучаствовать ещё в одном нашем проекте?"

Антон Красилов
Технический директор
ООО "Форт-Телеком"