Почему мы пишем ТЗ сами

Ответ на этот вопрос плюс примеры техзаданий на промдизайн, а также шаблон ТЗ и инструкция по его заполнению

Клиент (да и человек вообще) ленив по своей природе. Редко кому нравится детально описывать, что ему надо: хочется, как у Apple — нажал на кнопочку и получил понятный результат.

Волшебной кнопочкой применительно к разработке корпусов выступаем мы, Формлаб. Техническое задание на разработку корпуса в Формлабе всегда пишут сами, и не только потому, что у заказчика часто не хватает времени на ТЗ. Это один из тех сервисов, которые появились у нас практически с момента основания бюро.

Почему мы так работаем? Есть причины — давайте посмотрим.

Спойлер: здесь будут не только ответы на «Почему?» и рецепт «Как написать хорошее ТЗ на промдизайн», но и мини-руководство «Как исправить плохое техническое задание». А ещё — опросник для заказчика, инструкция по заполнению техзадания и реальные примеры.

Потому что так проект быстрее выйдет на старт

Конечно, все мы очень любим, когда задача приходит в виде многостраничного документа, где описано всё, что можно — компоновка, материалы, производство, экономика и т.д. Но такие задания — если судить по практике — можно увидеть в лучшем случае раз в месяц. Чаще встречаются другие.

Возьмем пример слегка экстремального случая. Бывшее РИА «Новости», которое сейчас МИА Russia Today, в 2015 году объявило тенедер на лучший дизайн маршрутизатора (по ТЗ — «устройства передачи данных в сетях трёх операторов сотовой связи»). Это оказалась задача из разряда: «Мы не знаем, как оно должно выглядеть, но у нас есть спецификация с комплектухой».

Какие-то мысли относительно свойств будущего корпуса у клиента всегда есть. Они бродят в его голове, иногда вырываясь наружу в виде хаотичных набросков, заметок, замечаний или высказываний. Но вот сделать на основе этого «чего-то» некий структурированный документ, понятный любому непосвященному, —это огромные энергетические и трудозатраты. Сам заказчик чаще всего заявляет нечто вроде: «Нужен корпус космолёта. Пришлите ваши вопросы, мы на них ответим».

Однако мы примерно представляли, что нужно будет сделать: во-первых, в активе Формлаба уже был похожий проект — модем Hornet.

Промышленный модем Hornet — опыт разработки таких устройств у нас уже был

Во-вторых (и в-главных), у нас уже есть некая шаблонная схема написания ТЗ в виде опросника. Лишних вопросов там нет — всё проверено многими годами практики. То есть мы заранее знаем, что будем спрашивать у клиента.

Хотите посмотреть на список вопросов — жмите на кнопку и качайте опросник.

Опросник для формулировки технического задания:

Возвращаемся к маршрутизатору: раз есть спецификации на электронику, значит, имеются и кое-какие исходные данные. Так, в состав этого роутера должны входить три модема и модуль Wi-Fi; на корпусе нужны разъёмы Ethernet, micro-USB, SMA. Есть монохромный дисплей. Материал основной части корпуса — фрезерованный алюминий, панель — пластик, кнопки — тоже алюминиевые. Уже что-то можно придумать.

Смотрим на аналогичные разработки:

За сутки с небольшим рисуем эскизы:

К устройству присоединяются 6 внешних антенн. То есть обязателен рисунок хотя бы с парой из них.

Выбираем самый, на наш взгляд, удачный вариант. Готово:

Итого: быстро дать старт проекту позволит использование шаблона-опросника. Этот шаблон помогает написать ТЗ:

  • даже в том случае, если этих данных мало или почти нет;
  • достаточно быстро;
  • в очень легкой и ненавязчивой форме — ответы на вопросы можно получить даже во время телефонного разговора.

Если проект, конечно, не относится к разряду самой сложной разработки на свете.

Отрывок из ТЗ на маршрутизатор, которое мы написали сами по шаблону

Окончание разработки дизайна без ТЗ — модель и рендеры.

«Самый правильный заказчик» (с), конечно же, ТЗ пишет сам. Но такие люди встречаются редко. Как правило, они уже много лет «варятся» в разработке и наизусть выучили все подводные камни.

Потому что сделанное самостоятельно ТЗ покажет то, о чём сам клиент никогда не расскажет

Клиент может знать о корпусе устройства что-то очень важное. Но вам об этом никогда не расскажет. Не корысти ради и не по той причине, что ждёт, что вы сами об этом догадаетесь, — всё проще. Он просто может не подозревать, что вам эта информация нужна.

Пример: клиент не сообщил нам, что корпус панели управления охранной сигнализацией будут регулярно вскрывать, чтобы провести его техобслуживание. Соответственно, в ТЗ это отражено не было.

Корпус панели управления, о регулярном сервисном обслуживании которой в техзадании ничего сказано не было

Как следствие, защёлки, на которых крепилась задняя стенка, начали отваливаться, покупатели — жаловаться, а сам проект через пару лет после запуска умер. Подробности разработки здесь.

Мы пишем ТЗ потому, что так начать проект быстрее и проще; потому, что мы умеем это делать оперативнее и эффективнее, чем если бы заказчик делал это самостоятельно, и по той причине, что мы получим те вопросы, ответы на которые клиент нам не даст сам. Потому что не даст.

Потому что иногда ТЗ — это одновременно и исследование в рамках проекта

Например, как-то раз мы разрабатывали домашний мини-пресс для мусора. В ТЗ вошли несколько кинематических схем, чтобы отработать их в рамках проекта. Обычному заказчику почти наверняка такое окажется не под силу.

Идея этого пресса: кладешь в мусорное ведро-пресс пакет, кидаешь мусор, ведро трудолюбиво сжимает его, а когда оно наполняется, ты вытаскиваешь из устройства уже спрессованный, в запаянной пластиковой упаковке компактный брикетик и торжественно несёшь на помойку. Просто и красиво.

Прототип мусорного ведра-пресса
Прототип мусорного ведра-пресса

Когда заказчик рассказал о своей идее, было всё понятно. Но в тот момент, когда мы начали писать ТЗ, выяснилось, что не понятно вообще ничего, и здесь разработка техзадания стала отдельным подпроектом. Задание писал конструктор.

Кстати, опытный образец этого пресса был способен легко и непринуждённо сжимать даже бутылки из-под шампанского.

Потому что ТЗ — это не памятник

В 99% случаев в процессе разработки ТЗ изменяется. Дизайн, условно говоря, ты в миллиметрах не опишешь. Сначала мы делаем ТЗ «первого уровня» — черновик, к моменту начала разработки задание уточняется, и в нем описывается вообще всё, что можно уточнить. С этого момента техзадание становится основным внутренним документом, помогающим нашим разработчикам взаимодействовать со спецами клиента.

Но надо помнить, что ТЗ — это не истина в последней инстанции. Документ описывает идеальный результат разработки, такого сферического коня в вакууме.

Надгробная плита увековечивает память. ТЗ ничего такого не увековечивает, а лишь обозначает границы

Но одновременно это НИОКР, условия постоянно меняются: то выясняется, что изначально подобранная электроника не умещается в корпусе, поэтому надо либо менять габариты корпуса, либо начинку; то выясняется, например, что уже утверждённый в составе компонентов дисплей сняли с производства, и поэтому его срочно придётся заменять другим. Поэтому ТЗ — не аксиома и не волшебная шляпа: закинул в неё пожелания и вынул готовый результат. Оно лишь обозначает красные флажки вокруг разработчика.

Важно: у хорошего разработчика не бывает расхождений с ТЗ, не согласованных с заказчиком. Все версии техзадания нужно согласовывать с заказчиком.

Бывает и так, что ТЗ у заказчика уже есть. Это всегда замечательно, но не всегда полезно для разработки (как, например, в упоминаемом выше случае с прессом для мусора: заказчик может описывать одно, а иметь в виду немного (или совершенно) другое).

Но есть также и методы борьбы с этим явлением.

Два способа исправить плохое ТЗ

Отличить плохое ТЗ от хорошего просто.

Первый критерий: кейсы от пользователей с описанием недостатков/неудобства использования/слабых сторонах предыдущего изделия (если это не разработка с нуля, конечно). Соответственно, в хорошем и годном должен быть анализ недостатков предыдущей модели.

Второй критерий: отсутствие или наличие упоминаний о конкурентах. Это вообще большая проблема: люди неправильно оценивают тех, кто с ними конкурирует, или вообще не смотрят на тех, кто делает почти то же самое, что и они. А зря: как правило, конкуренты уже решили какие-то проблемы устройства, уже вложились в разработку. Игнорируя это, ты будешь набивать те же самые шишки, что когда-то — конкуренты, но уже за свои деньги. Заниматься промышленным шпионажем здесь вряд ли придётся, достаточно хорошо изучить то, что производят другие и попробовать понять, почему они так сделали.

Первый способ исправить ТЗ

Начинать формулировать лучше с главного и крупного — что именно в новом приборе сможет продавать его сильно лучше. Вместе с клиентом определите цель разработки. Например, цель заключается в том, чтобы начать продавать обновлённую версию прибора вдвое дороже или вдвое большему количеству покупателей? Или чтобы пользователи перестали писать в своих отзывах что-то вроде «это сделано из дешёвой пластмассы, фу», «нормально вымыть это невозможно», «постоянно натыкаешься на острые части корпуса»?

С ответом на вопрос: «Для чего?» могут помочь в отделе продаж (и / или маркетинга тоже) заказчика. Скорее всего, там наблюдают за конкурентами уже сейчас и совершенно трезво сравнивают себя с ними, слушают возражения клиентов и могут выявить то самое свойство изделия, которое надо прописать как стержень ТЗ, сделать основной задачей проекта — добавить или усилить именно это свойство нового продукта.

Потом надо пойти к промышленным дизайнерам и попросить показать продукт под «хотелки» продавцов — именно в этот момент он получит визуальный образ, и всем станет легче додумывать. Проверено годами: с картинкой обсуждение проекта быстрее переходит в практическую и конструктивную плоскость.

С этой картинкой уже можно идти к электронщикам и спрашивать: «Вот такая штука нужна, когда сделаете?» Электронщики вам крылья, конечно, подрежут, но это уже рабочий процесс…

Второй способ

Когда не подходит способ №1, т.е. продавцы не могут сформулировать, что нужно, идите сразу к промышленным дизайнерам. Задача для них получится и сложнее, и проще одновременно. Они должны будут собрать «хотелки» со всех слоёв проекта, а из всего, что соберётся, сделать задачу для себя.

Упоминая «всех», я имею в виду действительно всех — от уборщицы и бухгалтерши до Василь Степановича, который будет коробки грузить на производстве. Промышленный дизайнер должен стать коммуникатором между всеми вами (и руководство — это тоже еще одна точка постановки задач и ограничений) и клиентом вашего продукта. Я не могу судить, должен это быть штатный дизайнер или наемный работник со стороны. Был с обеих сторон баррикад и вижу и там, и там свои плюсы/минусы.

Ну и Формлаб не был бы Формлабом, если бы не давал вам в руки инструментов для работы проектных команд. Вот наш внутренний шаблон технического задания с простой инструкцией по заполнению. Скачивайте, пользуйтесь.

Техническое задание с инструкцией по заполнению и примерами:

— Для промышленных дизайнеров ТЗ — это всё же больше бумажка для клиента. Мы не конструкторы, для которых важен каждый миллиметр. Но техзадание нужно — для того, чтобы мы с клиентом смотрели в одну сторону.

Андрей Востриков,
руководитель бюро инженерного дизайна ФОРМЛАБ

Поможем и вам с разработкой или производством

Если вы хотите проконсультироваться или получить коммерческое предложение, то заполните данную форму.

Чем больше подробностей вы укажите, тем лучше наш эксперт подготовится к разговору с вами, а значит общение пройдет продуктивно для всех. Конфиденциальность информации гарантируем! Можно подписать NDA.

Ниже не обязательно, но помогает ответить вам более точно.
Выберите близкую вам отрасль. По выбранной отрасли мы сможем подобрать кейсы из нашего опыта под вашу специфику
 
Это поле позволяет загрузить неограниченное количество файлов. Ограничение 999 МБ.

Допустимые типы: gif, jpg, jpeg, png, bmp, eps, tif, pict, psd, txt, rtf, odf, pdf, doc, docx, ppt, pptx, xls, xlsx, avi, mov, mp3, mp4, ogg, wav, bz2, dmg, gz, tar, zip.
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
подпиши НДА

Прежде чем обсудить задачу, подпишите соглашение о неразглашении

Подписать NDA