Этап #1 Постановка задачи
Слуховые аппараты — особая категория медицинской техники. Такая не прячется в операционных или процедурных кабинетах, она всё время на виду. А эргономическим характеристикам и дизайну здесь придаётся огромное значение, ведь люди с ослабленным слухом вынуждены носить такие аппараты целый день.
Если носить будет неудобно, то как минимум устройство этого производителя больше никогда не купят, а как максимум — ещё и вернут продавцу. А если аппарат выглядит некрасиво, его вообще покупать не станут.
Здесь мы разрабатываем дизайн одновременно двух моделей слуховых аппаратов. BTE-13 — классическая модель, RIC-10 — новая, оригинальная. И заодно основа для будущей линейки устройств.
Но прежде чем начать работу, нужно выяснить, что происходит на рынке такой техники. Какой дизайн предлагают производители? Какие существуют тенденции в дизайне медицинских изделий, как он развивается? Что пользователи покупают, а на что смотрят как на прошлый век?
Иначе — нужно исследование о трендах в дизайне этого сегмента оборудования. Да, мы делаем такой анализ для каждого проекта, но обычно его результаты остаются только в виде заметок и обсуждений.
А здесь анализ стал почти самостоятельным этапом разработки и был оформлен в виде отдельного документа — обзора «Стилевые тренды в дизайне слуховых аппаратов заушного типа».
Этап #2 Эскизирование
По результатам анализа стало ясно, что по дизайн у прибор должен быть универсальным — унисекс, то есть подходить как мужчинам, так и женщинам; какой-то революционный внешний вид здесь неуместен: рынок медтехники довольно консервативен.
Однако нечто, выделяющее устройство среди аналогов, должно присутствовать. В общем, требуется компактный, приятный глазу, незаметный, удобный в ношении и обслуживании слуховой аппарат, дизайн которого вызывает позитивные эмоции, а в идеале — желание им пользоваться.
Варианты дизайна слухового аппарата BTE:
А это — RIC:
И ещё — BTE:
То, что выше — это самая первая версия эскизов. Заказчик рассмотрел их, но в восторг не пришёл: «Нужны новые интересные формы». Так что мы принялись рисовать эти новые интересные формы. Вот они, ниже.
Заказчик изучил «новые и интересные» и... вернулся к самым первым эскизам.
Ведь одним из условий, обозначенном в техзадании, было сохранить текущую компоновку слухового аппарата. А тут предстоял серьёзный выбор — или «интересно» и менять компоновку, или...
Поэтому возвращаемся к пройденному и дальше работаем вот над этими вариантами:
Форма слуховых аппаратов здорово ограничивается способом использования: их носят за ухом, значит, очертания той стороны, которой аппарат прилегает к телу, кардинально изменить невозможно: прибор может постоянно сваливаться с уха или раздражать носящего тем, что неудобен. «Поиграть» можно разве что с конфигурацией кнопок, отверстий, ограниченно — текстур.
Тренируемся на модели RIC — она стала основной, на её базе будет создаваться окончательная версия BTE-13. И эта же модель станет исходной для создания линейки устройств.
Основная зона допустимых изменений — это крышка корпуса. Самый, пожалуй, значимый элемент в плане дизайна здесь — линия стыка деталей. Но сильно усложнять её нельзя: если сделать линию волнистой, это превратится в неподъёмную задачу для производства: такие мелкие детали практически невозможно изготовить, чтобы стык не «играл» волной. Опять возвращаемся к минимализму и самой простой форме.
Одновременно с моделированием ищем форму отверстий для динамика:
Мы всегда предупреждаем, что расположение элементов на эскизах может немного (!) не соответствовать габаритам: это же дизайнерская модель, а не конструкторская. Вот, например, здесь, когда заказчик сопоставил эскиз и 3D-модель начинки, выяснилось, что одно из отверстий для микрофона находится очень далеко от него («очень далеко» в этом случае — 1 мм).
Микрофонов в устройстве между тем было два, и передвигать их можно было только попарно. Но при этом клиент настаивал, чтобы дизайн был именно таким, как и на эскизе.
Пришлось в «начинке» подвинуть всё — вместе с платой, а углы платы подрезать, закруглив их.
Этап #3 3D-моделирование
Технология производства аппаратов — литьё пластика под давлением. Сборка осуществляется вручную, а сами детали, как уже было сказано, довольно мелкие. Дизайн нужно продумать так, чтобы минимизировать риск их производства с дефектами.
Например, в модели RIC есть деталь «Штекер выносного телефона», которую можно извлечь из корпуса. Но стыки соединения штекера и корпуса получаются слишком тонкие. Пресс-форму под такие размеры сделать просто невозможно, и это чревато как проблемами при литье, так и в конечном итоге при эксплуатации.
На эскизах был плавный переход разъёма от корпуса к штекеру, но в реальности так бы не вышло. Разъём пришлось слегка выдвинуть вперёд.
Продолжаем работу — теперь с BTE-13: чтобы получить гладкую поверхность и красивую стыковку деталей, нам надо поменять форму «рожка».
Доделываем важные мелочи (опять стыки):
Всё доделали, добились, чтобы корпус не пересекался с «начинкой». Работа окончена.
— Когда вы понимаете, что ваш продукт серьезно устарел и его пора перелопачивать, то, скорее всего, уже поздно: кто-то на рынке уже бежит впереди вас вас.
Что нужно, чтобы как-то сократить эту дистанцию, не вмораживаясь в серьёзную и долгую переделку «железа»? Правильно — обновить дизайн корпуса. Это самое простой и (обычно) самый дешёвый способ. Заложите 2-3 месяца на разработку, 3-4 — на производство, и вот у вас новое современное изделие уже готово к продажам.
Этот проект — про начало такого процесса.
Андрей Востриков,
руководитель
ФОРМЛАБ, специалисты по корпусам
Сократить увеличивающуюся дистанцию между вами и конкурентами можно за несколько месяцев. Потом вы этих конкурентов как минимум догоните.