Контейнер для магнитометра

Разработка конструкции корпуса контейнера

Этап #1 Постановка задачи

Дизайн корпуса у нового магнитометра МБС-05 СКИФ уже имелся.

Нам предстояло разработать его конструкцию и обеспечить производство прототипа (а потом взять на себя и производство серийных корпусов небольшими тиражами).

По сути, корпус состоит из двух частей: основной и транспортировочного защитного чехла. Последний должен сохранить его начинку в целости даже при падении с метровой высоты.

Всё вроде бы просто, если не считать того, для чего именно прибор предназначен — для измерения характеристик магнитного поля и магнитных свойств веществ — обычный магнитометр для газо- и нефтепроводов.

Такие девайсы должны хорошо отрабатывать в любых условиях, включая непролазную грязь, пустыни и болота, так что к их корпусам предъявлялись требования как к космическим аппаратам: прочный (его роняют, на него падают, на нём даже могут повисеть), надёжный, безотказный, лёгкий, складывающийся, стойкий к УФ-излучению, подходящий для апгрейда, способный нормально функционировать при температурах от -20 до + 50 °C и влажности до 100%, IP — минимум 64.

Это абсолютно нормальные условия эксплуатации магнитометра. Ничего такого
Фото: Транскор

Но если бы это были все требования. Цена у магнитометра очень ощутимая, и её надо оправдать в том числе и внешним видом прибора. Да, устройство будет выпускаться мелкими сериями, но выглядеть оно должно так, чтобы при демонстрации ни у кого не возникало ощущения что оно собрано на коленке. Изменить дизайн здесь — не проблема, проблема — суметь изменённое реализовать.

Ну и вишенка на торте — корпус должен быть искробезопасным.

Уже на этапе эскизной конструкции мы провели анализ доступных технологий и материалов и предложили несколько вариантов для корпуса магнитометра (с учётом как характеристик материалов, так и предстоящего мелкосерийного производства). Эти варианты — полиуретан, отлитый в силиконовые формы, анодированный алюминий и листовой акриловый пластик.

Заказчика устроил лишь пластик. Для обеспечения искробезопасности — снятия статического электричества — корпус придётся покрывать лаком.

Этап #2 Инжиниринг. CAD-моделирование

Цвет корпуса неспроста выбран таким ярким: прибор должно быть видно и сумерки, и ночью — чтобы его можно было легко найти в темноте. Кстати, в «серии» на магнитометре будут и световозвращающие полосы

Дизайн и цвета определены, модели компонентов от заказчика прибыли, можно спокойно заниматься конструкцией.

Хотя... «спокойно» — не про этот корпус.

Он складывающийся — чтобы было удобно перевозить. Но нам нужно придумать, как его складывать — и как при этом обеспечить контакт электроники в правой и левой частях прибора плюс, разумеется, герметичность. Допустимы либо разъём, либо кабельное соединение частей корпуса — как у ноутбуков. Остановились на кабельном соединении.

Для удобства транспортировки магнитометр должен складываться
Иллюстрация: Транскор

На исходной модели прибора расположены несколько отсеков — два из них используются часто (в них размещены дисплей с кнопками и одометр с катушкой), поэтому их крышки должны быть прозрачными. Всегда прозрачными, потому что на старых версиях сквозь них быстро становилось ничего не видно: стёкла царапались моментально, и, чтобы посмотреть, что показывает прибор, пользователи были вынуждены держать их открытыми постоянно. Лучше сделать крышки составными: рамка плюс стекло. Поменять последнее выйдет гораздо дешевле и быстрее, чем заменить всю крышку. Да и вообще, можно объединить два небольших окошка в одно побольше.

Непрозрачной крышкой будет закрыт аккумуляторный отсек.

Ещё одна «фишка» магнитометра — крепления для ранцевого подвеса: прибор приходится носить на себе. Нужно придумать надёжный способ крепления ремней.

Разработанная Формлабом модель:

И всё-таки технологией производства станет литьё в силиконовые формы. Во-первых, сыграла роль цена. Во-вторых, полиуретан проверили на износ, провернув в бетономешалке с гравием, и то, что вытащили из бетономешалки после теста, заказчика приятно удивило.

Петли под ранцевый крепёж будут стальными, ручка и нижние крышки — анодированный алюминий.

Подобрали лак, сделали выкраски и проверили, как краска ведет себя с лаком. Адгезия оказалась на высоте.

Делаем рендеры:

Уточняем цвета и текстуры:

Этап #3. Конструкторская документация

Этап #4. Прототипирование

Материал для прототипа выбирали исходя из его жёсткости — самый близкий к полиуретану. Им стал поликарбонат. Из-за того, что окрашенного в «наш» цвет поликарбоната в природе не водится, пришлось его красить — чтобы устройство выглядело так же, как и в жизни.

Выяснилось, что замки на крышках открывались и закрывались с трудом — это произошло из-за слоев краски на деталях. Проявились и другие вроде бы мелочи наподобие «не тех» отверстий крепежа, недостаточной жёсткости крышек, надёжности защёлок и т.д. Но прототип для того и нужен, чтобы такие недостатки корпуса не пошли в «серию».

Скоро предстоит тестирование нового магнитометра в реальных условиях эксплуатации. То есть в болотах, сугробах и других замечательных местах.

Сборка магнитометра перед испытаниями в реальных условиях

— Проект по разработке конструкции корпуса магнитометра — очередной из той серии, когда заказчик приходит в Формлаб с уже готовым дизайном: чтобы мы этот дизайн «отехнологичили» и довели продукт серийного образца. И скажу честно — крайне редко бывает так, что такой дизайн — со стороны — у нас получилось бы реализовать без существенных правок.

Причин этому может быть несколько. Скажем, в «обычной» жизни дизайнер специализируется на чём-то другом (например, web-дизайнер, скорее всего, далёк от технологий производства пластиковых корпусов и не может при разработке учитывать многие важные нюансы). Или он не может в полной мере понять требования ТЗ по «начинке» (рисуя корпус, дизайнер зачастую не задумывается, как потом его будут собирать).

Но в этом проекте нам повезло с дизайн-концептом — он оказался достаточно технологичным. Изменения были не столь значительны, как обычно в таких случаях, и от первоначальной идеи мы практически не отошли (ну, разве что немного улучшили прибор :).

Поэтому совет тем, кто захочет найти промышленного дизайнера для своего корпуса: сначала изучите портфолио исполнителя на предмет реализованных идей в заданных технологиях — сравните эскизы/рендеры продукта с фотографиями реального изделия. Найдите разницу. Если она бросается в глаза, то, скорее всего, человек не сильно разбирается в промдизайне (хотя он может быть отличным художником и уметь рисовать красивые картинки).

Евгений Аракас,
руководитель проекта

Крайне редко бывает так, что дизайн «со стороны» у нас получилось бы реализовать без существенных правок. На этот раз всё получилось.

Поможем и вам с разработкой или производством

Если вы хотите проконсультироваться или получить коммерческое предложение, то заполните данную форму.

Чем больше подробностей вы укажите, тем лучше наш эксперт подготовится к разговору с вами, а значит общение пройдет продуктивно для всех. Конфиденциальность информации гарантируем! Можно подписать NDA.

Ниже не обязательно, но помогает ответить вам более точно.
Выберите близкую вам отрасль. По выбранной отрасли мы сможем подобрать кейсы из нашего опыта под вашу специфику
 
Это поле позволяет загрузить неограниченное количество файлов. Ограничение 999 МБ.

Допустимые типы: gif, jpg, jpeg, png, bmp, eps, tif, pict, psd, txt, rtf, odf, pdf, doc, docx, ppt, pptx, xls, xlsx, avi, mov, mp3, mp4, ogg, wav, bz2, dmg, gz, tar, zip.
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
подпиши НДА

Прежде чем обсудить задачу, подпишите соглашение о неразглашении

Подписать NDA