Смарт-компас

Корпус спутникового компаса для судов — промдизайн, конструкция, прототип

Этап #1 Постановка задачи

Разрабатываем новую модель спутникового компаса для судов. Компас предоставляет данные об углах (пространственной ориентации) морского или речного судна — курс, крен, дифферент, координаты судна, системное время, скорость и т.д.

Обновление дизайна — это не только дань эстетике: новая версия от старой отличаться будет не только внешним видом, но и немного иным расположением и составом компонентов.

Плата корпуса компаса и три антенны

Корпус компаса в горизонтальной плоскости выглядит похожим на треугольник, в вертикальной — напоминает ядерный взрыв гриб. В вершинах треугольника размещены печатные платы с антеннами; под них необходимо предусмотреть круглые выступы. В основании корпуса — герметичный разъём для подключения внешних терминалов управления; также компасу нужны внешние крепления и крепление для магнитной антенны дифференциальной поправки.

Форма треугольника обусловлена принципом работы компаса, поэтому она одна и та же у всех производителей, — что-то иное придумать сложно (да и не нужно):

Из особенностей будущего прибора: корпус должен быть не только антивандальным, но и защищён специфически — от птиц, поэтому нужно принимать «противоптицепосадочные» меры. Например, сделать корпус таким, чтобы пернатые пролетали мимо устройства (здесь подойдёт матовая, не бликующая поверхность), а если даже и попытаются сесть на него, то соскользнут. Также нельзя, чтобы на корпус компаса что-то налипало и мешало работать, — те же птичий помёт или лёд.

Прибор будет эксплуатироваться круглосуточно, круглогодично и абсолютно во всех частях света, будь то Африка или Антарктида, — везде, где могут ходить морские или речные суда. Поэтому его корпус должен выдерживать практически любые температурные режимы.

Ну и, разумеется, если компас для судов, то степень его влагозащиты будет IPX6 («защита от водяных потоков или сильных струй с любого направления»).

Этап #2 Эскизирование

Очень много разных судовых компасов на черновиках:

Выбираем лучшие версии…

Этап #3 3D-моделирование

Нарисовали, утвердили дизайн. И тут габариты устройства изменились. Изначально оговорённым в ТЗ минимальным расстоянием между антеннами (то есть углами треугольника) было 400 мм. Этим мы и руководствовались, когда делали эскизы. Но внезапно выяснилось, что разнос антенн станет меньше: вместо 400 — 240 мм. Как следствие, возникла необходимость увеличить высоту компаса в нижней части «стакана»-основания на 15-20 мм, и вот что вышло:

Поэтому мы предложили клиенту радикальное решение: не оставлять корпус в форме мерседесовской «звезды», а накрыть все общим куполом треугольной формы. Будет ли вместо «звезды» купол, ещё не ясно — разработка продолжается. Зато уже есть новые требования к габаритам устройства, в которых расстояние между осями треугольника и высота купола опять поменялись…

То, что есть — сегодняшняя версия корпуса
Судовой компас с внутренними компонентами

Этап #4 CAD-моделирование

«Начинка» компаса однозначно говорит о том, что корпус будет изготавливаться из радиопрозрачных материалов. В нашем случае это либо поликарбонат, либо маслонаполненный полиамид с UV-добавкой. Что именно, позже решит производитель.

Этап #5 Прототипирование

Пора отправлять модель изготовителю прототипа. Он будет сделан из ABS-пластика, который соответствует требованиям к радиопрозрачности корпуса.

А вот и первые фото:

Видео и фото прототипа со всех ракурсов. После фотографирования компас уезжает на испытания.

— Разработка — процесс не всегда предсказуемый. Бывает, что первое техническое задание отличается от финального как день от ночи, а от первоначального дизайна остаётся только намёк на него: подгоняя корпус под новые требования, неминуемо приходится чем-то поступаться. Это реальность.

Ольга Смирнова,
руководитель проекта

Поможем и вам с разработкой или производством

Если вы хотите проконсультироваться или получить коммерческое предложение, то заполните данную форму.

Чем больше подробностей вы укажите, тем лучше наш эксперт подготовится к разговору с вами, а значит общение пройдет продуктивно для всех. Конфиденциальность информации гарантируем! Можно подписать NDA.

Ниже не обязательно, но помогает ответить вам более точно.
Выберите близкую вам отрасль. По выбранной отрасли мы сможем подобрать кейсы из нашего опыта под вашу специфику
 
Это поле позволяет загрузить неограниченное количество файлов. Ограничение 999 МБ.

Допустимые типы: gif, jpg, jpeg, png, bmp, eps, tif, pict, psd, txt, rtf, odf, pdf, doc, docx, ppt, pptx, xls, xlsx, avi, mov, mp3, mp4, ogg, wav, bz2, dmg, gz, tar, zip.
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
подпиши НДА

Прежде чем обсудить задачу, подпишите соглашение о неразглашении

Подписать NDA