В некоторых проектах дизайнер не нужен — рассказываем, как определить
Банальный вопрос: можно ли обойтись без дизайнера, запуская новый продукт? Как ни парадоксально, мой ответ — да! Можно, но не во всех проектах, и только если под дизайнером подразумевается декоратор, а не специалист, проектирующий суть продукта. В этом случае того, кто наводит финишный лоск, вполне может заменить, к примеру, штатный конструктор.
Внешний вид изделия — действительно не самая приоритетная часть проекта. Гораздо важнее такие характеристики, как эргономика, культура производства и цена. Как мне кажется, именно в таком порядке необходимо распределять приоритеты при разработке продукта. Эргономика — удивительная вещь! Ее тщательное планирование, проверка самых маленьких деталей на прототипах (а мы уже писали об этом) позволяют сделать продукт более привлекательным в глазах покупателя.
Мы и сами легко замечаем неудачные решения: неудобные углы, зоны хвата, неправильное положение кнопок. Достаточно лишь беглого взгляда на предмет или устройство. Для понимания того, что удобно, а что — нет, не нужен сторонний специалист. А, опираясь на это понимание, мы вполне можем улучшить эргономику своими силами. Стоит лишь взять за правило, что все лишнее и нефункциональное идет под нож, и устройство сразу же становится органичнее и, чаще всего, намного удобнее. По меньшей мере, внешний вид его уже не отталкивает потребителя.
Чтобы не быть голословным, приведу эталонный образчик такого подхода — наш проект умного домофона iKtotam Connector:
В процессе работы над iKtoTam был применен тот самый метод вымарывания лишнего, а также поиска максимального удобства для пользователя. Дизайнер-декоратор не принимал никакого участия в проекте.
Методика подходит и для продуктов, не подразумевающих прямого контакта с человеком, или в которых такой контакт минимален, например, для автоматических станков.
К сожалению, воплотить правило отказа от всего лишнего в реальном проекте не так просто. Требуется смелость, чтобы резать по живому. Если элемент не нужен, его надо убирать, несмотря на всевозможные «было бы неплохо» и «давайте добавим, сделав это более универсальным». Именно стремление к унификации обычно ухудшает результат, усложняет продукт и, как следствие, делает его неудобным.
Еще одна проблема — ограничения, диктуемые рынком. В первую очередь это конкуренция, из-за которой создать востребованный покупателем утюг или чайник без участия дизайнера уже не получится. Новый продукт может быть сколь угодно удобным, но он потеряется на полках среди предложений конкурентов.
— Таким образом, если у вас есть проект, который не относится к высококонкурентным рынкам, действительно имеет смысл попробовать разработать дизайн исключительно внутренними ресурсами.
Андрей Востриков,
руководитель
ФОРМЛАБ, специалисты по корпусам