Как сравнивать несравнимое

На примере проектов по разработке корпусов

Дорого, дёшево или лучше не связываться? Выбираем подрядчика

Недавно обсуждал с разными подрядчиками ремонт офиса и столкнулся с проблемой трудного выбора. А всё потому, что цена, названная мне одним подрядчиком, превышала аппетиты другого в три (!) раза. Помещение при этом было одно и то же (ни площадь у него почему-то не менялась, ни толщина стен), да и список работ примерно одинаков.

Почему я вообще решил об этом написать? Потому что как раз в то время, когда я разбирался с подрядчиками, клиент пожаловался: а вы, бюро Формлаб, вы с меня за разработку корпуса запросили на столько-то дороже, чем ваши конкуренты — почему так?!

Иными словами, есть простая (и хитрая) задача

как правильно оценить сложную услугу и понять, дорого ли это или дёшево, и почему за неё просят много или мало.

Решение начнём с того, что приведём всё к общему знаменателю.

Что можно сравнить, а что нельзя

Любая услуга обладает такими свойствами, как качество и объём. Качество пока отодвинем в сторону: вы удивитесь, но во многих случаях оно оценивается субъективно. Формальный подход к оценке здесь не прокатит — каждый всё равно увидит своё: кому-то щи жидковаты, а кому и жемчуг мелкий.

А вот объём услуг сравнить можно.

Терминология и хронология обязательных этапов разработки

Но для этого надо прийти к единой терминологии. Называть работы можно по разному: кто-то общается на профессиональном языке, кто-то разжёвывает каждый термин. Поэтому будем оперировать категориями, которые обозначают фактический результат каждого обязательного этапа процесса разработки корпуса, а именно:

Пакет документации для производства (концепт + инжиниринг) → опытный образецтестовая партиясерийное производство.

Заодно на этой схеме показан процесс разработки корпуса в хронологическом порядке. Жирным шрифтом выделены ключевые моменты разработки. А теперь расшифровываем значения терминов.

Этап №1. Пакет документации для производства. Внутри этого этапа прячутся разработка дизайна, инжиниринг и другие сопутствующие процессы. Но суть, результат этапа, — это получение полного пакета документации для серийного изготовления изделия.

Этап №2. Опытный образец. Результат этапа: получить на руки полнофункциональный опытный образец, идентичный серийному изделию, — чтобы провести его предварительные испытания и понять, годится ли документация для серийного производства. Производство может включать до трёх поколений образцов.

Этап №3. Тестовая партия. Результат — это несколько "настоящих" изделий для проверки их реальными пользователями в реальных условиях.

Чтобы было понятно — если разработчик в разговоре с вами обещает, что вы получите какой-то результат, но озвученный им результат не совпадает с любым из этих трёх (пакет документации, опытный образец, тестовая партия), значит, что-то идёт не так, и вы с ним по-разному понимаете и цель проекта, и его нормальный ход.


Пример. Ваш подрядчик обещает, что полностью пройдёт первый этап разработки. В этап №1 у него входят создание дизайна, модели и визуализация. Можно ли с этим идти дальше на завод? Нет. Можно ли изготовить работающий опытный образец? Тоже нет. Можно ли понять себестоимость будущего изделия, начинать искать подрядчика?

Ответ сами знаете. И только пакет документации, как результат, даёт возможность переходить к следующему этапу.

Если кратко —

результат этапа должен давать возможность запустить следующий большой этап. Или вам предлагают полуфабрикат, требующий дополнительных работ.

Сравниваем предложения нескольких компаний

Практическая работа. Пример проекта №1

А теперь давайте попробуем сравнить коммерческие предложения (КП) от наших коллег, отталкиваясь от получения результата. Чтобы всё было хорошо видно, включим в рассмотрение цены: сколько всего нужно денег, чтобы пройти цепочку из этих этапов, получить конкретный результат и вывести изделие на серийное производство? То есть сравним все три этапа и по объёму, и по деньгам.

Естественно, все здесь приведённые коммерческие предложения относятся к одному и тому же проекту. Стоимость этапов выделена цветом: оранжевый — это то, что нужно для получения документации, голубой — опытного образца, зелёный — тестовой партии. Красным обозначена итоговая сумма.

Предложение №1

Оранжевым здесь обозначены дизайн, компоновка внутренних элементов изделия, трёхмерное моделирование и конструкторская проработка. Достаточно для получения результата в виде пакета документации. А вот стоимость прототипа не указана, тестовой партии тоже в каком-то виде нет, хотя, возможно, её выпуск и подразумевается на следующем этапе общения с производством. Иными словами, в чеке (обозначено красным) проекта не указан серьёзный сегмент работ, без которых на серийное производство не выйти...

Предложение №2

Чек на разработку документации (то есть завершение первого этапа) есть, здесь всё понятно. А вот сколько ещё потребуется денег и времени, чтобы закончить проект и выйти на тираж, неясно, так как оценки производства опытного образца и тестовой партии нет.

Предложение №3

Кстати, отличный пример: по сути, всё, что нужно, коллеги показывают (есть и разработка, и прототипирование, и согласование с производством), но итог опять не даёт возможности увидеть картинку полностью — хватит ли этого всего для начала серийного производства?

Что греха таить, мы тоже не эталон, вот наше предложение:

Предложение №4

Проблемы подобных оценок — в вариативности проекта (например, прототип может изготавливаться по разным технологиям, а значит, и цена этапа будет меняться). Попытки убрать это, по сути, ничем не окончились, но мы для себя решили, что лучше всего показывать главное — сколько денег и времени нужно для запуска изделия на рынок.

Почему цены у подрядчиков отличаются в несколько раз?

В три раза, Карл! За что такие деньги?

Теперь посмотрим на пример с ремонтом из начала статьи. Ни один адекватный человек не будет переплачивать втрое больше за один и тот же результат. После разговора со строителями я тоже так сразу подумал: мол, в три (!) раза. Да как так-то? Итак, вопрос:

— А почему разница такая большая?

Что в голову приходит сразу? Конечно, то, что тот подрядчик, который ставит самую высокую цену, просто оборзел очень жадный. Тем более что такое сплошь и рядом. Но: если во всём остальном ремонтник выглядит адекватным, тогда, скорее всего, на самом деле он ни разу не борзеет. Он берёт на себя ваши риски, предусматривает дополнительные (но важные) операции и отражает это в цене.

Что за риски? Например, те, что покрываются понятием «гарантийное обслуживание». Вроде бы не критично, но краска может отвалиться, теплый пол — перестать работать, стены придется «выравнивать» мебелью, ламинат пойдёт волной от перепадов температур и т.д. Чтобы такого не произошло, нужны расчёты, проектирование, узкоспециализированный (и более опытный) исполнитель, учёт множества особенностей помещения. Нормальному ремонтнику, не однодневке, тоже не хочется постоянно выезжать к вам, когда у вас что-то накроется «по гарантии». Проще сделать всё сразу так, как следует. Поэтому внимание к мелочам даёт ремонт классом выше, чем «просто ремонт».

Можно ли в промдизайне сэкономить? Пример проекта №2

Приблизительно та же схема с ценообразованием работает и в нашей сфере — проектировании корпусов.

Вот пример, который недавно обсуждали с клиентом. Конкурент сделал предложение, цена которого была в 3 раза ниже, чем у нас. Когда начали детально разбирать оба проекта — наш и альтернативный, то поняли, что просто так, с ходу, взять и сравнить результат не получится. Оба подрядчика обещали одно и тоже — выдать продукт, который можно запустить в серийное производство. Но цена-то отличалась, и ещё как.

Тогда мы привели оба предложения к единому знаменателю — по той схеме, которую я описал выше, по критерию получения жизненно важных результатов. Получилась вот такая таблица:

Сравнение предложений на разработку корпуса: становится видна разница

И вот становится уже понятнее, что происходит: на этапе инжиниринга один подрядчик дороже другого на четверть, а на этапе прототипирования — уже вчетверо. Это видно по нескольким поколениям опытных образцов — видимо, первый исполнитель уверен, что сможет отработать всё за один цикл. А проект здесь сложный, то есть одним опытным образцом дело не решить.

Означает ли что первый подрядчик не выполнит проект — нет, не означает. Выше мы договорились, что качество отодвигаем в сторону, так что тут другая причина. Логика подсказывает, что часть проекта первый подрядчик просто перекладывает на следующие этапы — скорее всего, уже на само производство. А значит, что по первому предложению дойти до результата будет сложнее. Точнее, от вас скрывают необходимые для этого самого результата данные (и деньги).

— Интересный факт: как ни крути, но в «железных» проектах придётся пройти все этапы — и заплатить за каждый.

Да, можно немного растянуть оплату, раскидав её по разным подрядчикам, но отвертеться от платежей за какой-то обязательный этап не удастся. «Экономия» обернётся ухудшением качества и увеличением сроков изготовления изделия. Нечто подобное мы видим, когда работаем с Китаем, где на старте всё выглядит существенно дешевле, но потом выясняется, что ты все равно несешь абсолютно те же самые затраты — просто они растянуты во времени.

Андрей Востриков,
руководитель

ФОРМЛАБ, специалисты по корпусам

Как правильно сравнивать сложные услуги

Подытожу.

1.Сравнивать предложения по сложным услугам/проектам только по принципу «дёшево-дорого» нельзя.

Необходимо привести всё к единым знаменателям, причём к тем, которые реально важны для проекта в целом, без которых он не «доедет» до финальной точки — старта продаж вашего продукта. В нашем случае мы сравниваем по критерию "результат", которым могут быть:

  • полный пакет документации;
  • опытный образец;
  • тестовая партия.

2. Обращайте внимание на случаи, когда описания предложений сильно отличаются друг от друга.

Если посмотреть на Пример №2 выше, то, скорее всего, дело в уменьшенном объеме работ, который не указан намеренно (чтобы заключить сделку и получить оплату, а дальше неважно) или по ошибке (из-за непрофессионализма подрядчика).

3. Разброс в ценах в пределах 15-30% — это нормально, рынок есть рынок. Но разница больше 100% уже означает, что что-то не так — какое-то действие или перенесли на следующий этап, или выкинули вообще.

Что сделать, чтобы не попасть в такие ситуации, как в примерах выше, — по пунктам

1. Самое действенное — заранее получить о подрядчике отзывы. Просто попросить его прямо: дайте мне контакты ваших недавних клиентов. Потом вы спросите у них, как прошел проект, где споткнулись, запустили ли производство? Ответы на эти вопросы здорово снизят ваши риски.

2. Поговорите с подрядчиком насчёт дополнительных гарантий — что будет, например, если завод завернёт вашу документацию? Вы останетесь с кучей ненужных файлов и без поддержки? Мы документацию начинаем согласовывать на стадии разработки — это позволяет на самых ранних этапах решать проблемы нетехнологичности изделия, специфики производства и так далее.

На этапе прототипирования мы запрашиваем оценку себестоимости производства минимум от двух разных предприятий — так клиент получает на руки не только гарантию качества проработки документации (ведь предприятие не будет оценивать и производить по некачественной КД), затраты на следующем шаге и конкретные предприятия которые беруться за производство вашего изделия, вот, бери и заказывай.

3. Соберите больше предложений, чтобы видеть реальную картину рынка. Мы сделали для этого вот такой бесплатный сервис-рассыльщик.

4. Для постоянно сомневающихся (это если подрядчика уже выбрали и начали работу, но сомнения относительно хорошего результата почему-то не уходят): подстраховкой может стать проверка качества проектных услуг с помощью независимых экспертов. То есть проведите аудит разработки «на стороне». Можете обратиться и к нам за бесплатным аудитом — покажем, откуда ждать проблем.

Чек-лист для выбирающих подрядчика на разработку корпуса

Если совсем упростить — для сравнения «несравнимых» услуг нужно:

  1. Определить точки (шаги, этапы), без которых вы не получите нужный вам результат.
  2. Привести оценку услуг к этим точкам.
  3. Убрать из списка варианты, которые не могут превратиться в нужный результат.
  4. Проанализировать КП тех, кто остался, и сделать выбор.
  5. Profit!

Поможем и вам с разработкой или производством

Если вы хотите проконсультироваться или получить коммерческое предложение, то заполните данную форму.

Чем больше подробностей вы укажите, тем лучше наш эксперт подготовится к разговору с вами, а значит общение пройдет продуктивно для всех. Конфиденциальность информации гарантируем! Можно подписать NDA.

Ниже не обязательно, но помогает ответить вам более точно.
Выберите близкую вам отрасль. По выбранной отрасли мы сможем подобрать кейсы из нашего опыта под вашу специфику
 
Это поле позволяет загрузить неограниченное количество файлов. Ограничение 999 МБ.

Допустимые типы: gif, jpg, jpeg, png, bmp, eps, tif, pict, psd, txt, rtf, odf, pdf, doc, docx, ppt, pptx, xls, xlsx, avi, mov, mp3, mp4, ogg, wav, bz2, dmg, gz, tar, zip.
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
подпиши НДА

Прежде чем обсудить задачу, подпишите соглашение о неразглашении

Подписать NDA