Формлаб

Слуховые аппараты Aurica

Дизайн и эргономика компактных слуховых аппаратов BTE-13 и RIC-10. Весь проект поэтапно и в деталях
Этап #1

Постановка задачи

Слуховые аппараты — особая категория медицинской техники. Первое — такая не прячется в операционных или процедурных кабинетах, она всё время на виду. Второе — эргономике и дизайну здесь придаётся огромное значение, ведь люди с ослабленным слухом вынуждены носить такие аппараты весь день. Если это будет неудобно, то как минимум устройство этого производителя больше никогда не купят, а как максимум — ещё и вернут продавцу. А если аппарат выглядит некрасиво, его вообще покупать не станут.

Здесь мы разрабатываем дизайн и эргономику одновременно двух моделей слуховых аппаратов. BTE-13 — классическая модель аппарата, RIC-10 — новая, оригинальная. И заодно основа для будущей линейки устройств.
Страница из документа — анализ дизайна слуховых аппаратов. Формлаб, 2017
Страница из документа — анализ дизайна слуховых аппаратов. Формлаб, 2017
Но прежде чем начать работу, нужно выяснить, что происходит на рынке такой техники. Какой дизайн предлагают производители и что покупают, а на что смотрят как на прошлый век? Какие вообще есть тенденции в дизайне медицинских изделий, как он развивается?

Иначе — нужно исследование о трендах в дизайне этого сегмента оборудования. Да, мы делаем такой анализ для каждого проекта, но обычно его результаты остаются только в виде заметок и обсуждений.

А здесь анализ стал самостоятельным этапом разработки и был оформлен в виде отдельного документа — обзора "Стилевые тренды в дизайне слуховых аппаратов заушного типа".
Предварительные эскизы слухового аппарата
Этап #2

Разработка дизайна корпуса

Эскизирование
По результатам анализа стало ясно, что по дизайну прибор должен быть универсальным — унисекс, то есть подходить как мужчинам, так и женщинам; какой-то революционный дизайн здесь неуместен: рынок медтехники довольно консервативен. Однако нечто, выделяющее устройство среди аналогов, должно присутствовать. В общем, требуется компактный, приятный глазу, незаметный, удобный в ношении и обслуживании слуховой аппарат, дизайн которого вызывает позитивные эмоции и желание взять устройство в руки.
Прообраз аппарата RIC. Это аппарат с выносным телефоном. Управляется кнопкой на корпусе
Аппарат BTE. Управление осуществляется с помощью кнопки-качелей
Варианты дизайна слухового аппарата BTE:
А это — RIC:
И ещё — BTE:
То, что выше — это самая первая версия эскизов. Заказчик рассмотрел их, но в восторг не пришёл: "Нужны новые интересные формы". Так что мы принялись рисовать эти новые интересные формы. Вот они, ниже.
Заказчик посмотрел "новые и интересные" и... вернулся к самым первым эскизам.
Ведь одним из условий, обозначенном в техзадании, было сохранить текущую компоновку слухового аппарата. А тут ему предстоял выбор — или "интересно" и менять компоновку, или...

Поэтому возвращаемся к пройденному и дальше работаем вот над этими вариантами:
Форма подобных аппаратов здорово ограничивается способом использования: если их носят за ухом, ту сторону, которой аппарат прилегает к телу, кардинально изменить невозможно. Тогда прибор может начать постоянно сваливаться с уха или раздражать носящего своей неудобной формой. "Поиграть" можно разве что с конфигурацией кнопок, отверстий, ограниченно — текстур.

Тренируемся на модели RIC — она стала основной, на её основе будет создаваться окончательная версия BTE-13. Эта же модель станет исходной для создания линейки устройств.

Основная зона допустимых изменений — это крышка корпуса. Самый, пожалуй, значимый элемент в плане дизайна здесь — линия стыка деталей. Но сильно усложнять её нельзя, потому что если сделать линию волнистой, то это станет неподъёмной задачей для прозводства: такие мелкие детали практически невозможно изготовить так, чтобы стык не «играл» волной. Опять возвращаемся к минимализму и самой простой форме.
Одновременно с моделированием ищем форму отверстий для динамика:
Мы всегда предупреждаем, что расположение элементов на эскизах может немного (!) не соответствовать габаритам: это же дизайнерская модель, а не конструкторская. Вот, например, здесь, когда заказчик сопоставил эскиз и 3D-модель начинки, выяснилось, выяснилось, что одно из отверстий для микрофона находится очень далеко от него ("очень далеко" в этом случае — 1 мм). Микрофонов в устройстве между тем было два, и передвигать их можно было только попарно. Но при этом клиент настаивал, чтобы дизайн был именно таким, как и на эскизе.
Отверстия для микрофона сдвинуты. Заодно, кстати, здесь видно и линию стыка корпуса
Пришлось в "начинке" подвинуть всё — вместе с платой, а углы платы подрезать, закруглив их.
Этап #3

Разработка дизайна корпуса

3D-моделирование
Технология производства аппаратов — литьё пластика под давлением. Сборка осуществляется вручную, а сами детали, как уже было сказано, довольно мелкие. Дизайн нужно продумать так, чтобы минимизировать риск их производства с дефектами.

Например, в модели RIC была деталь «Штекер выносного телефона», которую можно извлечь из корпуса. Но стыки соединения штекера и корпуса получаются слишком тонкие. Пресс-форму под такие размеры сделать просто невозможно, и это чревато как проблемами при литье, так и в конечном итоге при эксплуатации.
На эскизах был плавный переход разъёма от корпуса к штекеру, но в реальности так бы не вышло. Разъём пришлось слегка выдвинуть вперёд.
Продолжаем работу — теперь с BTE-13: чтобы получить гладкую поверхность и красивую стыковку деталей, нам надо поменять форму "рожка".
Доделываем важные мелочи (опять стыки):
Всё доделали, добились, чтобы корпус не пересекался с "начинкой". Работа окончена.
— Когда вы понимаете, что ваш продукт серьезно устарел и его пора перелопачивать, то, скорее всего, уже поздно: кто-то на рынке уже бежит впереди вас вас.

Что нужно, чтобы как-то сократить эту дистанцию, не вмораживаясь в серьёзную и долгую переделку "железа"? Правильно — обновить дизайн корпуса. Это самое простой и (обычно) самый дешёвый способ. Заложите 2-3 месяца на разработку, 3-4 — на производство, и вот у вас новое современное изделие уже готово к продажам.

Этот проект — про начало такого процесса.

Андрей Востриков
Руководитель
Сократить увеличивающуюся дистанцию между вами и конкурентами можно за несколько месяцев. Потом вы этих конкурентов как минимум догоните.