Слуховые аппараты Aurica

Дизайн и эргономическое решение компактных слуховых аппаратов BTE-13 и RIC-10

Этап #1 Постановка задачи

Слуховые аппараты — особая категория медицинской техники. Такая не прячется в операционных или процедурных кабинетах, она всё время на виду. А эргономическим характеристикам и дизайну здесь придаётся огромное значение, ведь люди с ослабленным слухом вынуждены носить такие аппараты целый день.

Если носить будет неудобно, то как минимум устройство этого производителя больше никогда не купят, а как максимум — ещё и вернут продавцу. А если аппарат выглядит некрасиво, его вообще покупать не станут.

Здесь мы разрабатываем дизайн одновременно двух моделей слуховых аппаратов. BTE-13 — классическая модель, RIC-10 — новая, оригинальная. И заодно основа для будущей линейки устройств.

Страница из документа — анализ дизайна слуховых аппаратов. Формлаб, 2017

Но прежде чем начать работу, нужно выяснить, что происходит на рынке такой техники. Какой дизайн предлагают производители? Какие существуют тенденции в дизайне медицинских изделий, как он развивается? Что пользователи покупают, а на что смотрят как на прошлый век?

Иначе — нужно исследование о трендах в дизайне этого сегмента оборудования. Да, мы делаем такой анализ для каждого проекта, но обычно его результаты остаются только в виде заметок и обсуждений.

А здесь анализ стал почти самостоятельным этапом разработки и был оформлен в виде отдельного документа — обзора «Стилевые тренды в дизайне слуховых аппаратов заушного типа».

Этап #2 Эскизирование

По результатам анализа стало ясно, что по дизайн у прибор должен быть универсальным — унисекс, то есть подходить как мужчинам, так и женщинам; какой-то революционный внешний вид здесь неуместен: рынок медтехники довольно консервативен.

Однако нечто, выделяющее устройство среди аналогов, должно присутствовать. В общем, требуется компактный, приятный глазу, незаметный, удобный в ношении и обслуживании слуховой аппарат, дизайн которого вызывает позитивные эмоции, а в идеале — желание им пользоваться.

Варианты дизайна слухового аппарата BTE:

А это — RIC:

И ещё — BTE:

То, что выше — это самая первая версия эскизов. Заказчик рассмотрел их, но в восторг не пришёл: «Нужны новые интересные формы». Так что мы принялись рисовать эти новые интересные формы. Вот они, ниже.

Заказчик изучил «новые и интересные» и... вернулся к самым первым эскизам.

Ведь одним из условий, обозначенном в техзадании, было сохранить текущую компоновку слухового аппарата. А тут предстоял серьёзный выбор — или «интересно» и менять компоновку, или...

Поэтому возвращаемся к пройденному и дальше работаем вот над этими вариантами:

Форма слуховых аппаратов здорово ограничивается способом использования: их носят за ухом, значит, очертания той стороны, которой аппарат прилегает к телу, кардинально изменить невозможно: прибор может постоянно сваливаться с уха или раздражать носящего тем, что неудобен. «Поиграть» можно разве что с конфигурацией кнопок, отверстий, ограниченно — текстур.

Тренируемся на модели RIC — она стала основной, на её базе будет создаваться окончательная версия BTE-13. И эта же модель станет исходной для создания линейки устройств.

Основная зона допустимых изменений — это крышка корпуса. Самый, пожалуй, значимый элемент в плане дизайна здесь — линия стыка деталей. Но сильно усложнять её нельзя: если сделать линию волнистой, это превратится в неподъёмную задачу для производства: такие мелкие детали практически невозможно изготовить, чтобы стык не «играл» волной. Опять возвращаемся к минимализму и самой простой форме.

Одновременно с моделированием ищем форму отверстий для динамика:

Мы всегда предупреждаем, что расположение элементов на эскизах может немного (!) не соответствовать габаритам: это же дизайнерская модель, а не конструкторская. Вот, например, здесь, когда заказчик сопоставил эскиз и 3D-модель начинки, выяснилось, что одно из отверстий для микрофона находится очень далеко от него («очень далеко» в этом случае — 1 мм).

Микрофонов в устройстве между тем было два, и передвигать их можно было только попарно. Но при этом клиент настаивал, чтобы дизайн был именно таким, как и на эскизе.

Отверстия для микрофона сдвинуты. Заодно, кстати, здесь видно и линию стыка корпуса

Пришлось в «начинке» подвинуть всё — вместе с платой, а углы платы подрезать, закруглив их.

Этап #3 3D-моделирование

Технология производства аппаратов — литьё пластика под давлением. Сборка осуществляется вручную, а сами детали, как уже было сказано, довольно мелкие. Дизайн нужно продумать так, чтобы минимизировать риск их производства с дефектами.

Например, в модели RIC есть деталь «Штекер выносного телефона», которую можно извлечь из корпуса. Но стыки соединения штекера и корпуса получаются слишком тонкие. Пресс-форму под такие размеры сделать просто невозможно, и это чревато как проблемами при литье, так и в конечном итоге при эксплуатации.

На эскизах был плавный переход разъёма от корпуса к штекеру, но в реальности так бы не вышло. Разъём пришлось слегка выдвинуть вперёд.

Продолжаем работу — теперь с BTE-13: чтобы получить гладкую поверхность и красивую стыковку деталей, нам надо поменять форму «рожка».

Доделываем важные мелочи (опять стыки):

Всё доделали, добились, чтобы корпус не пересекался с «начинкой». Работа окончена.

— Когда вы понимаете, что ваш продукт серьезно устарел и его пора перелопачивать, то, скорее всего, уже поздно: кто-то на рынке уже бежит впереди вас вас.

Что нужно, чтобы как-то сократить эту дистанцию, не вмораживаясь в серьёзную и долгую переделку «железа»? Правильно — обновить дизайн корпуса. Это самое простой и (обычно) самый дешёвый способ. Заложите 2-3 месяца на разработку, 3-4 — на производство, и вот у вас новое современное изделие уже готово к продажам.

Этот проект — про начало такого процесса.

Андрей Востриков,
руководитель

ФОРМЛАБ, специалисты по корпусам

Сократить увеличивающуюся дистанцию между вами и конкурентами можно за несколько месяцев. Потом вы этих конкурентов как минимум догоните.

Поможем и вам с разработкой или производством

Если вы хотите проконсультироваться или получить коммерческое предложение, то заполните данную форму.

Чем больше подробностей вы укажите, тем лучше наш эксперт подготовится к разговору с вами, а значит общение пройдет продуктивно для всех. Конфиденциальность информации гарантируем! Можно подписать NDA.

Ниже не обязательно, но помогает ответить вам более точно.
Выберите близкую вам отрасль. По выбранной отрасли мы сможем подобрать кейсы из нашего опыта под вашу специфику
 
Это поле позволяет загрузить неограниченное количество файлов. Ограничение 999 МБ.

Допустимые типы: gif, jpg, jpeg, png, bmp, eps, tif, pict, psd, txt, rtf, odf, pdf, doc, docx, ppt, pptx, xls, xlsx, avi, mov, mp3, mp4, ogg, wav, bz2, dmg, gz, tar, zip.
Нажимая на кнопку, вы даёте согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c Политикой конфиденциальности
подпиши НДА

Прежде чем обсудить задачу, подпишите соглашение о неразглашении

Подписать NDA